"Бойся, когда ты один или дальнобой в одиночку"

Даже профессиональный шофёр перед выходом в дальнюю дорогу каждый раз волнуется. Объясняется это профессиональной ответственностью перед людьми, дорогой, Богом… Дорога - это промежуток времени в пути следования, в течение которого ничто не определено, пока не достигнут пункт назначения. Дорога - путешествие и становясь на время путешественником, выходя в дальнюю поездку, необходимо быть готовым к любым неожиданностям. Именно настрой на готовность к неожиданностям вселяет в нас дух волнения, тревоги и напряжения, а иногда и чувство страха.

Rulek предлагает некоторые советы молодым автомобилистам. Мы надеемся, что наши напутствия сопроводят Вас в предстоящих поездках и помогут постараться избегать неприятностей.

Не торопитесь, получив заветное водительское удостоверение, выходить на трассы междугородних сообщений. Начните с поездок в магазин "Продукты" ранним утром, катайтесь по району проживания. Если Вы сельчанин, ограничьтесь границами своего районного центра. Возьмите такси для поездки утром на работу, обдумайте маршрут. Не разобравшись, каким маршрутом ехать лучше, вызовите такси. И только выстроив маршрут, отправляйтесь в свою первую поездку. Иначе, соблюдение дорожной разметки и направление знаков может Вас унести вместе с транспортным потоком совсем в другом направлении. Не вздумайте пользоваться навигатором, это отвлекает и чревато въездом в впереди стоящую машину, как минимум! Навигатором вообще пользоваться опасно и морально недостойно. Каждый свой город должен знать в достаточной мере, чтобы иметь представление, где он находиться. В свою первую дальнюю поездку рекомендательно выходить, проехав хотя бы три тысячи километров по своему городу. Для москвичей МКАД – кольцевая дорога Москвы - отличный начальный тренинг по самоподготовке к трассовому крейсерскому ходу. Для начала рекомендуем проехать половину кольца утром летней субботы, в воскресенье-всё кольцо. Ну, а в следующие выходные можно дать и пару кругов по МКАД. Итак, три тысячи километров на спидометре есть, или прибавилось, если Вы свой стаж начали не на новой машине.

Теперь к дальней желанной поездке предстоит подготовить саму машину. "Зачем её готовить, если она хорошо ездит?" - спросите Вы. Подготовить машину к дальнему рейсу просто необходимо. Для этого нужен изначально грамотный подход к эксплуатации и техническому обслуживанию Вашей машины.

Итак, проверяем машину перед дальнобоем. Начнём с подкапотного пространства. Если Вы со своим механиком знакомы недавно, попросите его проверить следующие узлы: надёжность стыков в местах соединения всех шлангов-патрубков (на новой машине их хомуты требуют подтяжки), надёжность стыков электронных датчиков системы инжектора, натяжение и состояние ремня ГРМ, а так же приводного ремня генератора и роликов ремней. Убедитесь в чистоте воздушного фильтра мотора, установите новые свечи зажигания. Проверьте состояние высоковольтных проводов, уровень и чистоту масла в двигателе, уровень тормозной жидкости в бочке. Залейте воду с добавлением посудомоечного средства в бочок омывания лобового стекла. Проверьте уровень антифриза в расширительном бочке охлаждающе-отопительной системы.

При приобретении Вами новой машины в автосалоне официального дилера Вам настойчиво или даже назойливо навязывают гарантийное техобслуживание, так называемое "ТО". Навязывая ТО, Вас запугивают вероятностью выхода из строя агрегатов машины, а за тем радуют потенциальными возможностями бесплатного ремонта, в случае их возникновения. Таким образом, Вы становитесь жертвой одного из массовых психозов и имя ему "гарантийка". Прежде чем купить машину, по рекомендации знакомых найдите уже проверенного кем-то из Вашего круга хорошего механика. И по приобретению машины, изначально начинайте обслуживаться только у него, больше никому не доверяя. Доверять нужно не дилерским сомнительным сетям, не массовым системам, а одному рекомендованному человеку-Вашему персональному механику, несущему ответственно перед Вами лично, а не квитанцией с приходным ордером, хотя и печатью. Приехали к дилеру на ТО, приняли у Вас машину, забрали во внутрь ремонтной зоны, а где и как она там неизвестно. Неизвестно даже имя человека соединяющего тормозные шланги с супортами. Всё это не надёжно, а главное - дорого и не нужно. Нужен механик, способный проверить Вашу машину даже ночью или рано утром, если предстоит Вам срочная внезапная поездка.

Проверьте надёжность крепления клеем аккумуляторной батареи, исправность включения осветительных приборов и фар. Проверьте состояние стеклоочистительных щёток. В запасе необходимо иметь предохранители, с их установкой механик Вас ознакомит. Под капотом вроде бы всё.

Теперь проверяем шасси машины. Проверьте состояние шаровых опор, степень плотности соединения рулевых тяг. Проверьте меру износа тормозных колодок, сухость тормозных шлангов. Проверьте состояние подшипников колёс. И, на конец, надёжность крепления топливного фильтра. Лучше поставить новый фильтр. Ну, вот и шасси проверено. Ваша машина почти готова к дальнему рейсу. Остаётся посетить пункт шиномонтажа для выравнивания давления в шинах, проверки герметичностей нипилей и подкачкой запасного колеса, если таковое предусмотрено. Попросите колёсного мастера поочерёдно открутить все болты или гайки всех колёс и со измерительно закрутить заново. Болты колёс со временем прикипают, открутить их в одиночку в ручную удаётся не всегда, если в дороге потребуется замена колеса. При посещении пункта шиномонтажа, попросите мастера проинструктировать Вас как пользоваться домкратом и менять колесо. Уметь менять колесо в дальней дороге необходимо. Не имея этого навыка, Вы моряк не умеющий плавать. И если придётся, будучи одному менять колесо на трассе ночью, чаще смотрите по сторонам, приподнимаясь. Заприте машину, спрятав барсетку под сиденье. Колёса желательно балансировать перед выходом на трассу. Это всё, Ваша машина готова!

Утром в путь. Ложитесь пораньше. В дальнюю поездку опытные выезжают рано, чтобы по максимуму использовать протяжённость светлого времени суток. И даже если рейс рассчитан всего на 4 часа, пути Господни неисповедимы. Внезапный разрыв ремня ГРМ, внезапный выход из строя генератора по причине брака деталей не сможет спрогнозировать никто. Поэтому, чем больше светлого времени в дороге, тем лучше. Если лето выдалось жарким, то тем более выезжайте раньше, чтобы не жариться под солнцем, с кондиционером проще, хотя мотору тяжелее. Итак, выходим из города….От светофора до светофора сильно разогнаться в городе, может быть и надо иногда, а вот на трассе трогаясь с места не рвите машину, старайтесь разгонять её плавно, по примеру водителей автобусов. Посматривайте на тахометр при ускорениях, старайтесь не раскручивать мотор свыше 3.000 оборотов, ведь Вам предстоит долгий путь, берегите машину и она ответит надёжностью!

Теперь вернёмся к теме страхов и волнений. Когда Вы один, а тем более одна, бояться, конечно, нужно, но в меру. Ваше волнение неизбежно, ведь Вы остались наедине со своей машиной, что называется в «открытом плавание». Трассы, магистрали бывают разные, густонаселённые и наоборот-пролегающие по открытым просторам лесов и степей, где нет населённых пунктов вообще и вокруг ни одной живой души, кроме встречных и попутных машин, в которых, конечно, люди, правда, неизвестно какие. Всё должно быть в меру - доверие к другим участникам движения и предосторожность, ведь, сколько есть дороги на нашей земле, столько существуют и разбойники. Начнём с того, что чем Ваша машина дешевле, тем меньше она интересна завистникам и недоброжелателям, поэтому все машины хороши. Машина, она и есть машина. И если покупая машину Вы планируете периодически ездить в одиночку из Москвы к маме в Астрахань, то «В» класса «Мерседес» оправдает не меньше надежд, чем класс "Е". В дальнобоях нужно быть скромнее. Кнопки дверей должны быть опущены-двери заперты, когда Вы проезжаете транзитом города и селения, где придётся вставать на светофорах и ж.д. переездах, а вот набрав скорость на безлюдных участках дорог, кнопки поднимите-отоприте двери. Это на случай ДТП, хотя о нём не нужно думать. Держитесь правее, если рядом несколько магистралей. Отнеситесь с настороженностью, если Вас настигла попутная машина и «села на хвост». Если впереди населённый пункт и предстоит сброс скорости, то, скорее всего, идущая машина сзади, выбрала Вас как объект прикрытия от радаров ГАИ, не волнуйтесь. Если же впереди ничего нет, следует быть осторожнее - опустите кнопки дверей. Однако не впадайте в панику. Вполне возможно, что водителю другой машины одному некомфортно, вот и сел на «хвост» увидев в Вашей машине попутчика.

Автомашина любит устойчивый режим скорости. Если это магистраль, держите крейсерскую скорость 110-120 км/ч. Это тот режим, когда и быстро, и мотор не в надрыве. В дороге старайтесь как можно реже останавливаться, а лучше не делать этого совсем без особой необходимости. Перед дорогой постарайтесь спрогнозировать работу своего желудочного тракта, освободить который нужно перед выездом, либо по прибытию в пункт назначения. Ни в коем случае не покидайте машину когда Вы один, не оставляйте её на трассе уйдя в кустарник! Пустая машина очень скоро привлечёт внимание злоумышленников. Вы можете вывихнуть ногу, поскользнувшись на траве, споткнувшись об каряку и тому подобное. Покидать автомобиль, оставленный на обочине, когда Вы одна(один) опасно! Выпадут ключи от машины из кармана, и этот день не забудется никогда. В бардачке своей машины держите на всякий случай закрепительные средства. Что касается "по маленькому", мужчинам здесь проще. На полу перед правым сидением заготовьте пустую бутылку, а на самом сиденье должны быть бутерброды, либо что-то подобное, что удобно брать правой рукой, продолжая вести машину. Остановки для отдыха делайте исключительно у действующих постов ГАИ, но не просто в населённых пунктах. Если, конечно, Вы допускаете общение с местными жителями, то можно на ночлег остановиться в деревне.

Если Вас в машине двое, и водителя потянуло в сон, а Ваша спутница (спутник) спит, будите её (его), пусть разговаривает с Вами. Долго терпеть сонное состояние водителю нельзя! Остановитесь у поста ГАИ, либо в населённом пункте, либо на площадке отдыха рядом с дальнобойщиками. Своей спутнице (спутнику) строго настрого накажите не спать, а разглядывать всё окружающее и слушать сверчков - их ночные стрекотания сравнимы со свирелью. Если населённых пунктов нет, съезжайте с трассы на какую-нибудь грунтовую дорогу, ведущую к населенному пункту, но машину поставьте передом к трассе. При путешествии компанией, ещё веселее - если даже в туалет захочет один, не жалейте будить всех и выгоняйте из машины. Нельзя машину с людьми оставлять на обочине уже по причине наезда другой машины на данном скоростном участке.

Помните! Настоящий инспектор ГАИ должен иметь круглый нагрудный знак. Его отсутствие даёт основание не доверять остановившему Вас человеку в форме. Двери на кнопках - закрыты. Не спешите выходить из машины предъявлять документы. Желательно протягивая документы держать окно открытым лишь на четверть. Общаясь с остановившим, держите машину на первой передаче или на позиции "драйв", на случай экстренного старта. На пикетах ГАИ при проверках, в ходе общения с инспекторами, невзначай обмолвитесь, что, мол, едите готовить свой дом в деревне к приезду гостей, а сами гости якобы едут следом. Это хитрость создаст иллюзию, что Вы якобы не один и что Ваше исчезновение с трассы вызовет тревогу.

Будьте бдительны, добры и отзывчивы, осторожны и внимательны, солидарны и благосклонны к другим участникам движения.

Счастливого пути!

P.S. Перед дальней дорогой приобретите шторы на присосках - не афишируйте всей трассе своё одиночество на борту корабля. Оплатите свой сотовый телефон заранее и подключите роуминг.