Карманы жизни

Карманы жизни

Карман - это жизнь. Как карман с деньгами необходим нам социально, так и карман на дороге убережет наши жизни в случае возникновения необходимости экстренной остановки автомашины на автостраде. Причин для внезапной остановки технически может возникнуть сколько угодно: от прокола колеса до пропажи контакта одного из проводов, либо в электронной, либо в электрической проводной системе автомобиля, не говоря о каверзности бензопровода. Небольшие площадки, прилегающие к дорожным полотнам шоссе, трасс, автострад и проспектов называют "карманами". Однако как мало дорожных карманов и площадок для отдыха на многих дорогах нашей страны. При строении дороги укладывать маленькие площадки размером хотя бы с один автомобиль совсем несложно. Конечно затратно, но ведь и сами дороги становятся платными. Но есть и другие причины, вынуждающие внезапно остановить автомашину - это внезапное ухудшение самочувствия автоводителя или пассажира. Ощущение в салоне машины запаха гари, отказавшее подниматься открытое стекло по отказу электроподьемника… Уйма, уйма причин может возникнуть для неожиданной остановки! Ну, есть край дорожного полотна - обочина, скажите Вы. Да, есть, но останавливаться на краю дорожного полотна сверхскоростной автострады очень опасно! Особенно в дожди, когда асфальт скользкий и уж тем более ветреной и морозной зимой. Уложить хороший асфальт и проложить оградительные рельсы-отбойники это еще не все. Строителям дорог и их владельцам следует развивать то, что называется благоустройство дороги. Это и карманы для остановок, и площадки для отдыха, и туалетные кабины, желательно, остающимися под контролем заполнения их резервуаров.

В продолжение темы о дорогах, а значит и о жизни, в материале специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина.

Платные дороги: ни комфорта, ни скорости

Никита Митрохин

Все чаще в "МП" обращаются автолюбители по поводу "недружелюбности" российских платных дорог: ни тебе развернуться, ни задним ходом сдать, а цены кусаются… В минувший отпуск корреспондент "МП" решил покататься по Московской области и разобраться в причинах недовольства.

Первой под тест попала магистраль, в народе именуемая "северный обход Одинцова". Точно зная, как доехать из дома до Одинцова по Рублево­Успенскому шоссе, я все же решил проверить маршрут по навигатору. Электронный всезнайка удивил: две самые популярные навигационные системы предложили вовсе не знакомый мне, быстрый и вполне бесплатный путь, а повели меня через МКАД ­ исключительно на платный участок дороги! Само собой, техника не "знала", надо там выкладывать деньги или нет, но мои попытки сориентировать маршрут на бесплатные трассы показали: что за деньги, что бесплатно ­ время приезда в Одинцово будет одинаковым. Так почему техника предпочла дорогой вариант? Тут же возникает подозрение, что бесплатные службы навигаторов тоже пытаются заработать ­ например, отправляя по тому пути, проезд по которому влетит в копеечку.

Что ж, поехал, как советовали. Для безлошадных отмечу, что очень многие водители смотрят на навигатор и дорожные знаки, а на щиты с указателями на съезды и развилки особого внимания не обращают. Зная, что сам грешу этим, специально решил вглядываться в каждый щит, чтобы не прозевать предупреждение о платной дороге.

Увы, но щит­предупреждалку я увидел лишь там, где свернуть уже было некуда, а сообщение о том, что дальше поездка выльется в копеечку, не было выделено – скажем, буквами покрупнее. Сразу вспомнил: у нас в Москве везде, где парковка платная, поставили знак с монетками. Почему бы не изобрести символы и для платных дорог, которые в России существуют с 1998 года?!

Тем, кто еще не имел счастья столкнуться с платной дорогой, расскажу, как она выглядит. Путь на полосы преграждают турникеты. У них в "стаканах" дежурят тети, которым и нужно платить за проезд. Кассиры принимают лишь наличку ­ с карточками следует пристраиваться в очередь к "Транспондеру".

Выстояв положенное, подъезжаю к окошку. Информационный щит об оплате был, но я решил проверить всю систему в действии.

­ Сколько? – спрашиваю.

­ Бу­бу­бу… ­ кассирша еле шевелит губами, ничего расслышать не удается.

­ Дубль два: сколько?! ­ повышаю голос.

То же невнятное бормотание.

­ Еще раз? – вылезаю из автомобиля.

­ 150 рублей, ­ отвечает та и берет у меня деньги.

­ А чек?

­ Не выдаем, ­ пожимает плечами обитательница "стакана". – Проезжайте, проезжайте! Не создавайте очередь.

Так как очередь я только что сам отстоял, тормозить других не хотелось. Да и где посреди дороги "Книгу жалоб и предложений" искать? Пришлось садиться в авто с думами об организации оплаты. Интересно, дама не захотела выдавать мне чек по собственной инициативе или потому, что у нее не было (что странно) кассового аппарата? Но вообще лучше бы сделали как в авторесторанчиках ­ окошки: из них кассир всегда может высунуться ­ и деньги дать, и все разъяснить. И уж если владельцам "северного обхода Одинцова" так жалко денег на микрофоны в будках, то писать тарифы нужно не на общей таблице перед турникетами, а отдельно ­ рядом с каждым турникетом.

Замечу, что заплатить 150 руб­лей пришлось за 1,5 километра, что я проехал по платной дороге, после чего навигатор указал мне на поворот. Всего дорога составляет 6,9 километра. Полторы сотни – самый минимум, для легковушек. С джипов дерут больше – 225 рублей, с "Газелей" и "Бычков" ­ 300, с фур – 400. Интересно, и с них без чеков?

Куда лучше обстоят дела с платной автомагистралью "Дон". Там участок с 48­го по 71­й километр сделали платным, а всем любителям халявы предлагают прокатиться по Старокаширскому шоссе. Предупреждающий щит я заметил, хотя он и показался мне довольно небольшим ­ водитель, специально не высматривающий предупреждалку, скорее всего его бы не углядел.

"Стаканы" здесь показались более удобными, а цены – человеческими (35 рублей за весь путь). Тут я решил рассчитаться картой. Увы, но из машины для этого все­таки пришлось вылезать (конечно, чтобы снять трансмиссию с передачи, поставить на ручник, отстегнув ремень безопасности, и вылезти, требуется не менее 13 секунд ­ не затратно, но неприятно, особенно в ливень или холод). При оплате картой чек я получил и двинул дальше. На самой дороге оказалось множество знаков­предупреждений о ремонте, хотя его признаков я не заметил. В результате разгоняться более 80 км/ч на платной скоростной автомагистрали не удавалось. Раз нельзя гонять, решил включить рацию и поговорить с народом. Неторопливо двигаясь по магистрали и общаясь с таксистами, водилами и дальнобойщиками, я понял, что они считают такой проезд довольно накладным. А один сообщил, что из­за таких платных дорог регулярно наблюдает рост цен на перевозки:

­ Ну сам прикинь: по пути от Москвы в Воронеж шесть платных участков дороги. Если компании нужно какого­то товара много перевезти, речь идет о переплате в четыре­пять тысяч рублей. На кого они эти траты повесят?.. – далее связь пропала, видимо, мы "расползлись" слишком далеко.

Обратно я ехал по Старокаширскому шоссе: там местами даже не прорисованы линии разметки. Ощущение, что за этой дорогой не следят специально, чтобы аккумулировать на платной трассе как можно больше народа.

Прокатился я и по платному участку магистрали Москва ­ Питер до Шереметьева. Отмечу, что тут съезд на бесплатную часть трассы был интуитивно понятный. И за это дорожникам отдельный плюс. В остальном дорога ничем не отличалась от описанных ранее.

В завершение скажу о минусах платных дорог столичного региона, которые не сразу бросаются в глаза автолюбителям. На той же трассе Москва ­ Питер разрешенная скорость 150 км/час, а вот на трассах вроде М­4 или "северного обхода Одинцова" так не разгонишься. Из общения с автолюбителями я узнал, что проезд по "Дону" многим не нравится из­за сильно выступающих дорожных стыков на мостах, хотя сам я их воспринял нормально (регулярная езда по ТТК приучает к мысли, что дороги портят твою машину). Да и "объезд Одинцова" у жителей городка не в почете: на трассе работают переносные камеры­радары, так что особо не разгонишься, да и во время пробок дорога забивается тоже довольно плотно.

­ С каждым годом у нас все хуже ремонтируют бесплатные дороги, и создается ощущение, что власти специально доводят магистрали до такого состояния, чтобы люди готовы были приплачивать за нормальную трассу, ­ поделился с "МП" эксперт в области развития дорожно­транспортной инфраструктуры, автоинструктор Руслан Хасянов. – А ведь автомобилисты платят транспортные налоги и имеют право везде претендовать на качественный асфальт. Почему же его нет? На российских автобанах есть и другая проблема – отсутствие обочин. А они нужны! Пробитое колесо, заевший стеклоподъемник или что­то еще ­ людям негде остановиться на платной дороге, кроме как в крайней правой полосе. Думаю, при проектировании автобанов нужно учитывать опыт строительства МКАД, где всегда можно съехать в маленький карман для одной машины и решить все свои проблемы с автомобилем. Строительство дорог – это положительная тенденция, но по­хорошему делать даже четверть из них платными не совсем правильно с точки зрения взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

Есть, оказывается, у платных дорог и проблемы юридического свойства.

­ По идее ко всем платным дорогам России можно предъявить претензии – нарушены статьи 9 и 10 ФЗ­233 "О защите прав потребителей", ­ сообщил "МП" глава юрфирмы "Помощник" Никита Самарин. ­ Статья 9 подразумевает информирование клиента о поставщике услуги. Когда я пользовался такими автомагистралями, ни разу не видел где­то вывески с указанием юридического адреса компании, взимающей плату, или хотя бы ее ИНН. Но это мелочь по сравнению с нарушениями из статьи 10. Оказывая услугу, компания должна заведомо предупреждать клиента о качестве этой самой услуги. И люди имеют право заранее знать, что на платной автомагистрали ведется ремонт. А значит, случись авария из­за этого "необъявленного" ремонта, виноваты будут именно те, кто взимает плату за проезд. Еще по закону на щите, информирующем, что впереди платная дорога, необходимо указывать и тариф на проезд. И чеки, подчеркну, выдают далеко не везде. Других нарушений тоже хватает. Так что, думаю, какая­либо правозащитная организация, представляющая интересы автомобилистов, могла бы на этом материале заработать себе честное имя и помочь многим автовладельцам.