Не гонитесь за профи

В дальней дороге, будучи пассажиром, не задавая постороннему водителю вопросов или совсем не общаясь с ним, можно легко определить - он профессиональный шофёр или нет. Это станет ясно, когда до города назначения останется последних километров сто. Профессионал на последней сотне километров снизит крейсерскую скорость движения. Чем ближе цель, тем спокойнее движется профессионал. Автолюбитель наоборот начнёт "жарить" во весь опор на последней сотне километров. Объясняется это тем, что для профессионала движение в автомобиле естественное состояние - обычное течение жизни. Для рядового автомобилиста движение это некий отдельный процесс, который хочется поскорее завершить с приходом усталости. Автомобиль является предметом психологического самовыражения и самоутверждения для современного москвича или недавно поселившегося в столице. Кроме Москвы россияне к автотранспорту относятся с любовью, но без соревновательного духа в обществе городов. Мало кто из автолюбителей осознает, что прежде чем повторять за профессионалами манёвры, необходима практика десятков тысяч километров личного пробега и специальное профессиональное обучение… Никто не пытается снять видеоролик красивее компании "ВВС", никто не пытается превзойти пение Демиса Руссоса, но ездить на уровне гонщиков из фильма "Форсаж" и быстро ехать как шофёры правительственных кортежей мечтают все авто-ЛЮБИТЕЛИ, не имея на то профессии, профессии называемой шофёр.

О теме неумелой и тем самым опасной езды на машинах читайте материал корреспондента Романа Королева "Московская Правда".

Корм для королей

Опасным вождением признают обычные «маневры на дорогах»?

Роман КОРОЛЕВ

ГИБДД разработала поправки к Правилам дорожного движения, которые уточняют определение термина «опасное вождение», за которое находя-щихся за рулем смогут штрафовать, лишать прав и даже привлекать к уголовной ответственности.

Под опасным вождением ГИБДД понимает «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий», к которым от-носятся перестроение при интенсивном движении, несоблюдение дистанции и бокового интервала, препятствование обгону и невыполнение требо-вания уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимущественным правом движения (перестраивающемуся из полосы в полосу). По мнению автоинспекторов, все эти маневры могут привести к «ситуации, создающей угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Проект документа направлен в правительство РФ.

Объяснить термин «опасное вождение» уже пытались – прежний вариант определения раскритиковал премьер-министр Дмитрий Медведев и пору-чил отправить законопроект на доработку. В новом законопроекте подчеркивается, что ответственность за «неправильные» маневры наступит, если они совершались неоднократно: однократное нарушение водитель все-таки может допустить по ошибке. В качестве наказания за опасную езду пре-дусмотрены наказания от штрафа в 5000 рублей до лишения прав и уголовной ответственности.

- За последнее время (примерно года за полтора) необъяснимым образом участились случаи, когда обогнавшему водителю не дают перестроиться со встречки обратно в полосу движения, - рассказал «МП» эксперт в области автовождения, автоинструктор Руслан Хасянов. – Это хулиганские дей-ствия: водители проявляют таким образом агрессию, создавая из-за каких-то своих амбиций ситуацию, опасную для человеческой жизни. Я считаю, что за это надо наказывать, и очень хорошо, что формулировки о недопустимости подобных действий включены в законопроект. Я поддерживаю его и в том, что касается резких перестроений. Необходимо все-таки понимать, что мы находимся не на трассе «Формулы-1»: после просмотра автогонок необходимо немного остывать и напоминать себе, что ты едешь по обычной московской дороге. Было бы хорошо, если бы ввели какой-то норматив - вроде того, что за одну минуту допустимо не более одного перестроения. Но, к сожалению, всегда, когда вводится что-то новое в ПДД, мы извлекаем из него не только пользу, но и ощутимый вред. Я опасаюсь того, что принятие этого законопроекта приведет к созданию очередной легитимной «кор-мушки» для «королей дороги» - инспекторов ГИБДД. Мы и без того задыхаемся под гнетом постоянного видеонаблюдения - от огромного количества штрафов, которые часто приходят совершенно несправедливо.

Автолюбители уже обратили внимание на то, что штраф за отдельные нарушения, упомянутые в законопроекте, и так предусмотрен действующими ПДД: например, за отказ уступить дорогу машине с преимущественным правом проезда водителю придется выложить 500 рублей. Получается, что если законопроект примут, то выбор того, как наказывать за одно и то же нарушение, окажется на совести автоинспектора, а он определит, тянет маневр на 500 рублей или на 5000.

Непонятно и то, каким образом будет определяться «необоснованное резкое торможение», ведь у современной иномарки и старой отечественной машины разные тормозные дистанции. Следовательно, водителям требуется разное время, чтобы затормозить безопасно. Невозможно достоверно установить и то, зачем человек перестроился несколько раз подряд: играет ли он таким образом в гонки на дорогах, или ему в силу серьезных причин нужно свернуть на ближайший съезд.

Серьезная проблема заключается прежде всего в том, что россияне не доверяют инспекторам ГИБДД. Формулировки нарушений в законопроекте довольно размытые - следовательно, определять безопасность стиля вашего вождения будет автоинспектор, а это потворствует росту коррупции на российских трассах.

Если учесть, насколько серьезные наказания за опасное вождение предлагается ввести (лишение прав, уголовная ответственность), то многие води-тели предпочтут откупиться от инспектора ГИБДД, лишь бы не иметь подобных проблем.

Чтобы законопроект оказался действительно справедливым, в нем необходимо было бы оставить как можно меньше субъективного фактора и как можно больше четких, прозрачных критериев каждого нарушения: например, человек столько-то раз перестроился при интенсивном движении, это зафиксировано камерой, и нарушителю выписывается штраф, как это происходит на Западе.

- Никакого опасного вождения в реальности не существует, - высказал «МП» свою точку зрения независимый автомобильный эксперт Сергей Асла-нян. – В тексте законопроекта под ним предлагается понимать совершенно обычные маневры, которые периодически приходится применять любому водителю. Он и разрабатывается ради того, чтобы каждого человека за рулем в любой момент можно было сделать виноватым. Государство нуждает-ся в источниках дохода для пополнения бюджета. Можно для этого развивать экономику, создавать предприятия, ждать, пока они принесут прибыль, но это очень долгий путь, и чиновники выбирают обходной маневр: собирать деньги с водителей, ведь если человек за рулем, значит у него по умол-чанию должны быть деньги. В своем цинизме они доходят до того, что безо всяких оснований предлагают выдать обычные маневры за новый вид правонарушений, который позволит с удвоенными силами заниматься этими маневрами. Между тем опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», показал, что 55% россиян не поддерживают введение наказания за опасное вождение. Люди считают, что эта проблема высосана из паль-ца, а усиление контроля за безопасностью на российских дорогах – не более чем иллюзия.