Ну-ка зеркальце скажи, да всю правду доложи

Удивительно и даже изумительно, а может скорее возмутительно, что при всем якобы электронном прогрессе и новейших электронных опциях на борту современных машин, никто из производителей не догадался до сих пор производить автомобильные зеркала заднего вида со стеклоочистителями и омыванием! Подогревы сидений и вентиляции разных частей тела из сидений и даже массажёры уже давно есть, а всего лишь щётки на зеркала, до сих пор, ни наше родное Поволжье, ни сомнительная Европа, установить не догадались. За то догадались делать зеркала с подогревом, видимо, чтобы быстрее сушить грязь на них и тем самым вообще "зашторивать" зеркало… Как трудно смотреть в мокрое бортовое зеркало в темноте, когда сзади светят фары, к тому же никчёмно включённые в городе по принуждению правилами. Капли на поверхности бортового зеркала в сочетании со светом фар сзади лишают нас возможности иметь представление о дистанции находящегося автомобиля сзади или в соседнем ряду. Зарево фар ярко слепит блеском капель дождя, "а где он там-понять невозможно". Раньше в СССР щёток на зеркалах тоже не было, но и фары без нужды в городе не включали-ездили на габаритных огнях, что позволяло с точностью определять нахождение по данному мгновению идущего по соседству автомобиля. Впрочем, речь в данном материале вовсе не о зеркалах и не регрессе автомобилестроения, очень опасны лужи в дождь! Зачастую на вид безобидная лужица может таить под собой глубочайшую яму, попав в которую мы повреждаем свой автомобиль…

Читайте материал корреспондента газеты "Московская Правда" Романа Королева на тему ям на наших дорогах.

За ямы на трассах дорожников накажут штрафами, но дороги в России от этого лучше не станут

Роман КОРОЛЕВ

МВД РФ предлагает ввести в КОАП жесткие штрафы для подрядных организаций, вовремя не выполняющих ремонт автомобильных трасс. Поручение ужесточить санкции для нерадивых "дорожников" в рамках борьбы с аварийностью отдал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев еще в прошлом году, сейчас они внесены правительством на рассмотрение в Госдуму. Эксперты уже усомнились в эффективности такого метода борьбы с ямами на трассах, потому что вся система дорожного строительства в России давно нуждается в реформировании.

По данным МВД, если в 2013 году подрядчикам выписали 298000 административных взысканий за некачественный ремонт дорог, то в 2014 году их число достигло уже 313000. Еще в 2013 году правительство РФ утвердило порядок надзора за дорогами, которым пользуется ГИБДД, но эффективно его применять не получается из-за слишком низких штрафов. Согласно действующей статье 19.5 КОАП РФ, "дорожников" можно наказать за "Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор" заделать яму, но размер штрафа при этом составляет всего лишь до 2 тысяч рублей для должностных лиц и до 20 тысяч - для юридических.

В МВД РФ хотят, чтобы автоинспекторы сами смогли налагать штрафы на подрядчиков, игнорирующих требования выполнить ремонт дороги, и существенно повысить их размер: от 30000 до 50000 рублей для должностных лиц (до 100000 рублей при повторном нарушении) и от 100000 до 200000 рублей - для юридических (до 300000 рублей при повторном нарушении). Дмитрий Медведев также обратил внимание на то, что в нашей стране очень высокий уровень коррупции по сравнению с другими государствами, где технологии нормально соблюдаются и воруют гораздо меньше, и призвал Минтранс сообщать в прокуратуру о компаниях, которые не выполняют нормативные требования к дорожному строительству.

По сведениям министерства, на текущий момент нормативным требованиям соответствуют только 63,3% федеральных трасс. С местными дорогами ситуация куда хуже: всего лишь 38,8% соответствуют норме.

- Конечно же, подрядные организации нужно стимулировать следить за состоянием дороги финансово, - отмечает эксперт в области автовождения, автоинструктор Руслан Хасянов. - Дырки в асфальтовом покрытии образуются очень быстро. При разнице температур, обусловленной резкостью нашего климата, небольшая ямка уже через 12 часов может превратиться в глубокую рытвину. Качество работы нынешних дорожных служб я оцениваю по пятибалльной шкале на "4", и это на самом деле неплохой результат. Главное - не допускать разрастания небольших дефектов покрытия в ямы большого диаметра, потому что попадание колеса автомобиля в такую рытвину может привести к страшнейшему ущербу. В первую очередь деформируется металлокорд шины, страдают стыки рулевых тяг... Автомобилисту придется менять покрышку не только на колесе, угодившем в яму, но и покупать вторую, потому что степень изношенности двух шин на одной оси должна быть одинаковой. Например, ущерб от попадания автомобиля "Лада", едущего на скорости 60 километров в час, колесом в дорожную яму диаметром с ведро я бы расценил приблизительно в 20000 рублей. И, конечно, в такой ситуации не должны материально страдать только автомобилисты. Если обложить ремонтные организации системой штрафов, то им станет дешевле создавать дорожные патрули, которые будут следить за состоянием трассы, обнаруживать ямы, чтобы успеть их заделать, пока они еще не разрослись до большого диаметра.

Между тем, по мнению ряда экспертов, мера с увеличением размера штрафов за некачественный ремонт является необходимой, но ни в коем случае не самодостаточной. Если она что-то и сможет улучшить, то разве что поступления в бюджет. Подрядную организацию можно будет обязать провести ремонт дороги, но нельзя будет вынудить сделать это качественно. Дело в том, что после того, как на дороге выявлено повреждение дорожного покрытия, ремонтная организация должна в соответствии с современными нормами провести его диагностику и заменить асфальт вплоть до нижнего слоя. Ничего такого в России не делается. На поврежденный асфальт просто ставят "заплатку", которая спустя какое-то время отваливается, и колдобина красуется на дороге снова.

- Сама по себе система строительства и ремонта дорог, выстроенная в России, порочна, - высказал "МП" свою точку зрения независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Невозможно исправить эту ситуацию с финала, начав вводить штрафы, когда дорога уже построена и ничего толком не исправишь. Нам предлагается сделать вид, что у нас в стране прекрасные заводы, замечательное качество строительных материалов, отличные технологии строительства, и во всем виноваты только глупые, неумелые подрядные организации, которые не могут при таких блистательных возможностях построить нормальную дорогу. На самом деле начинать бороться с проблемой нужно на старте. Дорожное строительство в России организовано в соответствии с системой тендеров, побеждает в которых игрок, предложивший наименьшую цену. Принять в них участие может любая компания, в том числе и абсолютно некомпетентная в отношении дорожного строительства. Грубо говоря, представим, что у нас километр дороги стоит миллион рублей. А на торгах побеждает компания, которая обязуется осуществить строительство за 500000 рублей. Вопрос, реально ли вообще построить дорогу за такую цену, не контролируется никак. Если организатор торгов откажется отдавать строительство такой компании и присудит победу на торгах фирме, которая честно предлагает строить дорогу по миллиону рублей за километр, то его просто посадят в тюрьму. Что подрядчик дальше делает с полученными деньгами?

30% он отдает в качестве отката организатору торгов, еще 20% - "крыше", которая будет решать проблемы с криминалом, могущие возникнуть в ходе строительства, еще какую-то часть кладет себе в карман. На оставшиеся деньги нанимаются гастарбайтеры и покупаются первые попавшиеся дешевые строительные материалы качества как с помойки. Пугать русского человека какими-то административными штрафами, когда вся система подталкивает именно к такому способу строительства дорог, абсолютно бессмысленно. У нас даже по итогам строительства крупных трасс возбуждаются десятки уголовных дел. Если власти собираются реально что-то менять, то нужно начать с запрета на "ямочный ремонт" дорог. У нас когда на дороге обнаруживают пробоину, собираются местные власти и под телекамеры, торжественно, на фоне сугробов, снега, талой воды, прямо в лужу кладут руками рабочих новый асфальт. Такая практика должна быть запрещена, вместо этого в случае обнаружения ям, нужно полностью вынимать асфальтовое покрытие, докапываться до земли и заново укладывать все в несколько слоев (сначала песок, потом гравий, потом еще один слой песка, и только после этого асфальт). А все эти штрафы - это просто мертвому припарки. Они не изменят систему, а всего лишь создадут иллюзию борьбы с проблемой.