Прощай надежный задний привод

Мир меняется во всех сферах. Дружбу заменили деньги. Спекулянт стал уважаемым коммерсантом, иноземец подвергся критике а не восхищению, всё своё стало не родное, а плохое. Необязательные безделушки стали важными вещами, а необходимые вещи не в моде. Сегодня новые поколения нашей страны уже почти не увидят, каким должен быть правильный автомобиль. Легковой автомобиль уходит в историю, которую ещё удерживает "BMW", это автомобиль с задним приводом и с механической трансмиссией. К Вашему вниманию статья спецкорреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина.

Каучуковый психоз

"МП" попыталась разобраться, почему каждый год столица встает в зимних пробках

Никита с. МИТРОХИН

На днях встретился с нашим постоянным автоэкспертом инструктором автовождения и ведущим проекта "Рулек.ru" Русланом Хасяновым, чтобы передать несколько номеров "МП", которые он не успел купить. Тут же замечаю, что машина у моего товарища до сих пор не переобута, все те же всесезонки с извилистым протектором, что были и летом...

- Руслан Борисович, что же вы, учите людей вождению, а сами даже колеса не сменили? - с сарказмом спрашиваю эксперта.

- Потому-то и не меняю, чтобы подать хотя бы своим ученикам пример и повлиять на рост числа нормальных водителей, - отвечает гуру. - Не верите? Давайте встретимся завтра утром, прокачу вас до редакции "МП" и все попутно расскажу.

Итак, станция метро "Щелковская", сажусь в "Ниву" автоэксперта, и мы начинаем свой путь, возвращаясь к прерванному разговору.

- Я 23 года за рулем и без одной аварии. Всегда покупаю только демисезонные шины и, как видите, еще жив. Тот каучуковый психоз, который устроили наши чиновники и горе-автомобилисты, мне смешон. А уж недавнее заявление руководства страны о карах за использование летней резины зимой и вообще выглядит чем-то запредельным.

...Едем по Байкальской улице, движение затруднено, но потихонечку двигаемся. Поравнявшись с автобусом, автоэксперт кивает на его колеса:

- Вот, заметьте, большинство автопарков, как и в советское время, не меняют колеса зимой автобусам. Такая же история и с многими машинами скорой помощи, водители которых не понаслышке знают, что такое экстренное вождение. А почему? Потому что, во-первых, зимняя резина увеличивает сцепку с дорогой лишь на 15 - 20 процентов. Это совсем не много. А во-вторых, все зависит от привода и коробки передач. Как известно, большинство автобусов ездят на заднем приводе, и это не случайно. При задних ведущих колесах можно с легкостью применить торможение двигателем, автомобиль на заднем приводе куда более устойчив на дороге, чем машина на полном и переднем приводе. Вот положите при случае на детские санки с твердой ручкой (вместо традиционной веревки) мешок картошки и начинайте спускаться с горки, таща санки за ручку. Сами не заметите, как они сперва уйдут в бок, а потом и вовсе развернутся на дороге. Так же и с передним приводом - зимняя резина тут не играет большой роли.

Если кто-то сомневается в моих утверждениях, пусть подробнее узнает о положении дел автомобилистов в СССР: там вообще редко использовалась зимняя резина, но не из-за того, что ее не существовало (она была), а потому, что особого толку от нее не было. И уж если не мне, то советским автомеханикам люди должны верить - как известно, в то время дураков и дутых профессионалов было мало.

За разговорами мы проехали Краснобогатырскую улицу и уже скоро должны были выехать на Сокольнический вал. Я перебирал в уме все известные престижные марки автомобилей и в результате пришел к выводу, что большинство "немцев" и даже ряд "американцев" действительно до 2000 года делали автомобили только заднеприводными, а сейчас в основном перешли еще и на подключаемый полный. Выходит, есть доля истины в рассуждениях автоэкспорта. Что же касается зимней резины, то даже в сети нашлось немало информации о том, что шины увеличивают сцепку с дорогой максимум на 30 процентов, так что зачем законодательно обязывать автомобилистов переобуваться, непонятно. Все-таки, приличный комплект колес обойдется в 20 тысяч, даже для бюджетной машинки, а такие деньги в любой семье не будут лишними.

Кстати, стоит вспомнить, что во многих странах вместо покрышек применяют специальные цепи на колеса. Правда, только на заснеженных улицах или грунтовой дороге, причем при условии, что скорость автомобиля будет не более 90 километров в час, а вес не превысит 2 или 3 тонн (в разных странах по-разному)...

Между тем какой-то оранжевый "Фиат" застрял, пытаясь въехать на бордюр - у него не получалось. Мы же проехали мимо, и Хасянов усмехнулся:

- Вот вам яркий пример автомобиля с передним приводом да еще на автомате. Сам по себе передний привод не так уж плох, на нем тоже можно тормозить двигателем, правда, я не рекомендую это делать непрофессиональным водителям. Конечно, сам автомобиль в производстве, а значит, и в итоговой цене дешевле. Вот только, в обслуживании такая машина дороже, что, безусловно, выгодно дилерам, ну а то, что в комплекте с автоматом автомобиль становится похож на машинку на пульте управления, лишая водителя всякой возможности отвечать за происходящее на дороге, это, видимо, не важно. Начнем с того, что, сам передний привод, может, и не плох, но автоматизирование трансмиссии изуродовало саму идею автомобиля. Машина на "автомате" очень плохо едет по слякотной дороге, не может выбраться из сугроба, а самое главное, не так долговечна. Знаете, например, почему в Черногории в аренду дают в основном машины на механике? Отнюдь не из-за бедности, а потому что на "автомате" сложно ехать по горам, щебню и вообще по чему-то, что мало-мальски отличается от прямого ровного дорожного покрытия. Это вам подтвердит любой механик. Да, "автомат" удобен, но только для тех, кто права купил, а водить толком не умеет.

- Так что все зимние пробки из-за "автомата"? - усмехаюсь я.

- Нет, - отвечает автоэксперт без всякой иронии, - из-за идиотов на дорогах. Человек должен уметь управлять машиной и понимать, для чего необходима мощность двигателя и почему при скольжении на трассе нужно переключать передачи, скажем, с третьей на вторую и обратно. У нас же мало профессиональных водителей, да и просто людей, которые умеют водить. И тут не спасешь ситуацию указом о замене покрышек, тут проверку на сдачу прав нужно делать строже и учить водить людей не по два-три месяца, а по году.

Попутно Руслан Борисович вспомнил, что не упомянул важную деталь в вопросе о торможении автомобиля двигателем. Эту процедуру можно провести и на "автомате", если есть "вариатор", однако при переключении с высокой передачи на более низкую машину сильно занесет, так как резко сбросятся обороты двигателя, и автомобиль придется выравнивать.

Тем временем мы оказались в районе станции метро "Беговая" - до редакции практически рукой подать. При съезде с Третьего транспортного кольца мы капитально засели в пробке. Как удалось разглядеть, стояли из-за неисправного светофора - на перекрестке монотонно мигал желтый свет, и никто не решался ехать первым. Что характерно, ни одного гаишника в округе не было. Зато чуть позже они "нашлись" в районе Боткинского проезда, где активно бегали с полосатыми жезлами наперевес и проверяли документы у водителей. Это не осталось без внимания Руслана Хасянова:

- Вот что главное для предотвращения пробок зимой - автоинспекторы вместо светофоров. В СССР даже была такая служба при МВД - отдел по регулировке уличного движения - ОРУД. Зачатки ее появились еще при Петре Великом в 1719 году. И я считаю, что в первую очередь для предотвращения вот этих зимних коллапсов нужно восстановить эту службу. На дорогах должно быть больше регулировщиков, а не проверяльщиков. Это куда проще, а при нынешнем раздутом штате ГИБДД и дешевле, чем установка бесконечных камер слежения.

Мы же с автоэкспертом доехали до редакции на его видавшей виды "Ниве", не "переобутой" на зиму, и, как вы можете судить по данному тексту, ваш покорный слуга остался цел и невредим. За все время пути авто даже не занесло, выходит, нужно действительно просто уметь водить машину...