Электронная Душа

Человеком был, не птицей, в белокаменной столице жил поживал, добра наживал менеджер дурачок Тимофеюшка и был у него планшетушка, а когда что-то найти было надобно у себя в квартире, брал дурачок Тимофеюшка свой планшетушку и запрашивал онного: где лежат мои штаны, где стоит моя кружка, а где лежат фотографии 3:4, что делал я в прошлом году, а планшетушка покорно отвечал: штаны в выдвижном шкафу слева в гардеробе, кружка вчера оставлена в прихожей, а фотографии в тумбочке на самой нижней полке в синей папке. Не ровен год и эта сказка станет актуальной. Электроника укрощает нашу память, закрывает развитие способности помнить, мыслить и даже чувствовать. Свой шоферский стаж я начал в 1991 году, если мне не изменяет память, Москва делилась тогда еще не по управам и округам, а по районам. Властями Москвы было принято решение заменить все таблички в городе с названиями улиц, а также таблички с номерами домов с металлических на электроосветительные. Неожиданно для всех тогда к мероприятию приступили аврально и с металлических на электроосветительные названия улиц и номера домов взялись не порайонно, а сразу по всей Москве. История умалчивает конкретный срок, но помнится, период был очень долгим, когда Москва была с безымянными улицами, а дома были без номеров. Мучилась даже скорая помощь и особенно досталось таксистам. С тех пор Москву я знаю не по названиям улиц, а чисто визуально. Я вывезу вас из любого переулка ночью в нужном вам направлении. Свою Москву я знаю как свою квартиру. И вот, наконец, зажглись огоньки электроосветительных таблиц с названиями улиц и номеров домов по всей столице. Ездить стало еще легче, адреса находить проще. Тем не менее, мое поколение водителей никогда не ленилось, остановившись, выйдя из машины, или, опустив окно, обратиться к бабуле на тротуаре, к мамуле с коляской или даже группе студентов, которые тогда еще ходили не с рюкзаками как туристы, а солидно - с кейсами, обратиться за уточнением адреса или правильностью направления движения. Сегодня в моду вошел бортовой навигатор. Сегодня проблема обратиться к прохожему, произнести слово «здравствуйте», обаять человека своей улыбкой, спрашивая, где находится нужная вам улица. Сегодня модно светить экраном навигатора через свои тонированные стекла и чем больше экран свечения, тем шире электронное бездушие, дикость, изоляция, боязнь обратиться друг к другу. Еще чуть-чуть и сказка про Тимофеюшку с плашетушкой превратится в быль.

Сегодня город перегружен транспортом. Припарковаться к тротуару для обращения к прохожему не так просто как те же 15 лет назад. Да и москвичей на тротуарах, знающих город, почти не осталось, точнее не осталось просто москвичей, одна надежда на дорожные указатели, которые в большом дефиците на улицах нашего города. На тему указателей по направлению дорог читайте статью корреспондента газеты «Московская правда» НИКИТЫ МИТРОХИНА «Беспутный город».

 

В "МП" часто обращаются читатели, сетуя на невнятные указатели и запутанность столичных улиц. Регулярно носясь по городу ради встречи с информаторами и респондентами, я и сам зачастую проклинаю местные власти из-за отсутствия нужных табличек с номерами домов, улиц, подъездов и корпусов. В результате родился этот текст - этакое коллективное стенание столичных пешеходов и водителей.

Последней была жалоба Александра Сергеевича, позвонившего в "МП" на этой неделе:

- Я москвич, но не знаю так хорошо город, чтобы находить улицы вслепую, - объяснил он. - Недавно мне было необходимо попасть на Смоленскую улицу, так вот - указателей никаких нет, никакой другой информации тоже. Народ все время спешит, так как поблизости вокзал. Местных днем с огнем не сыщешь - все работают. Спрашиваешь у гастарбайтеров-дворников - так они по-русски ни бе ни ме. Ну как так можно?

На Смоленской улице мужчина искал одну известную гостиницу, которая находилась от метро всего в 400 метрах. Но так и не нашел человека, который бы рассказал, как до нее добраться. Помог лишь какой-то парень, вытащив из кармана мобильник с навигатором. Понятно, что благодарность Александр Сергеевич высказывает исключительно создателю данного софта, а отнюдь не городским структурам, ответственным за беспроблемную ориентацию в Москве.

Отметим, что подобных улиц, которых днем с огнем не найдешь, больше, чем хотелось бы. Например, сетуют наши читатели, очень сложно добираться пешком до Рочдельской улицы. По факту она находится довольно близко от станции метро "Улица 1905 года", но дойти до нее можно, лишь петляя дворами. И знают, как петлять, только местные.

- Однажды мне нужно было попасть на Рочдельскую, - рассказывает Виктор Максимович. - Судя по интернет-картам, она располагалась всего в 15 минутах ходьбы, но добираться пришлось полтора часа! Теперь, периодически оказываясь в тех краях, сам подсказываю людям нужное направление. А ведь можно было бы сэкономить время людей, понатыкав в округе какие-либо указатели.

- Управы просто ленятся благоустраивать навигацию в своем районе, - поделился с "МП" на условиях анонимности работник одной из столичных управ Григорий Ярославович. - Я помню, что еще лет восемь назад городские власти вообще не давали никаких распоряжений управам, и те спокойно обновляли таблички улиц и домов самостоятельно. Но потом эту работу повесили на какие-то структуры в Департаменте ЖКХ, после чего работа плавненько и заглохла. Однако до сих пор, если пожаловаться (можно в муниципалитет, можно в префектуру), именно управы должны будут навести порядок, скажем, установив недостающие таблички.

Однако проблема не только в табличках. Например, при въезде во многие коттеджные поселки Подмосковья уже давно выставляют металлические карты с указанием всех домов, улиц и путей обхода и объезда. Не скупятся на карты и внутри поселков. В громадной столице подобные вещи можно встретить разве что в туристическом центре.

Как объяснил все тот же Григорий Ярославович, в случае с управами все упирается в деньги: "...есть более простые способы разворовать бюджет, чем устраивать тендер и заказывать какие-то карты".

Между тем есть места, где без них - как без рук. Например, одна наша читательница недавно рассказала о случае, когда перевыполнила план своих прогулок на целую неделю вперед, только из-за глупости районных властей.

- Ужасный бардак творится с домами-длинномерами. Например, недавно я отправилась искать один из домов 31 на Ленинградском проспекте, - рассказала Тамара Андреевна.

- Это как? - удивился я.

- А очень просто. Искала я вполне конкретное здание, но оказалось, что порядка трех с лишним километров занимают дома с одним и тем же номером - 31. Только корпуса разные. И мало того, что корпуса, там еще и градация по строениям была (дом 31, строение такое-то), а потом еще и по буквам! И никто из людей не знал, где и какой корпус, строение или буква. А дома все длинные. Пока до какого-нибудь корпуса дойдешь, пока убедишься, что не тот... В результате я перескакивала лужи несколько часов в поисках нужного мне здания.

Можно же было все это предотвратить, установи управа в том районе карту расположения домов. А так, я считаю, тот, кто нумеровал те дома - просто моральный урод. Совсем о людях не думал.

Не помешала бы карта и на улице Сергея Макеева, где люди регулярно ищут, но не могут найти дом 8, который пронумерован вне всякой логики и здравого смысла. Необходима карта и в районе станции метро "Университет", где запутанно расположились здания на улицах Строителей и Крупской. Этот список можно перечислять еще долго - такое ощущение, что при переименовании и нумерации улиц чиновники развлекались, как могли.

Иначе не объяснить, как один и тот же дом, всю жизнь имея адрес: 1-я Владимирская улица, 39/12, недавно получил еще и прописку по адресу: Зеленый проспект, 12. Все просто: здание стоит на углу и с торца имеет одно название, а с фасада - иное. Логикой, повторюсь, это объяснить невозможно.

Хотя у чиновников-то своя логика должна быть. Чтобы хоть как-то ее понять, мы позвонили в Департамент ЖКХ, который, по идее, должен заниматься всеми этими вопросами. Однако в пресс-службе департамента нам помочь не смогли, объяснив, что теперь уличными указателями занимается не их ведомство, а "какой-то комитет у Лексутова". Напомним, что Максим Лексутов возглавляет Департамент транспорта, так что искать "какой-то" комитет мы стали там. Пусть и вопреки обычной логике (ну какая связь между табличкой на доме и транспортом?).

- Департамент транспорта заинтересован в том, чтобы обеспечить комфортное передвижение пешеходов, велосипедистов, пользователей общественного транспорта и автомобилистов, - пояснил "МП" советник главы столичного Департамента транспорта Алексей Митяев. - Вопросы придомовых указателей находятся в ведении Департамента ЖКХ и благоустройства...

- И какие успехи достигнуты в сфере уличной навигации?

- Самый важный успех - это то, что с тротуаров уберут рекламу, которая мешает пешеходам. Во-первых, это позволит более комфортно передвигаться, а во-вторых, это избавит горожан от информационного шума.

- И какая работа намечена на ближайшие полгода?

- В ближайшие полгода будут внедряться новые карты метро, проводиться эксперимент с напольной навигацией там же, осуществляться аудит системы информирования и навигации в метро.

Больше всего огорчило, что в Департаменте ЖКХ так и не признались, кто же у них занимается придомовыми указателями. Невольно закрадывается мысль: раз транспортники за это не отвечают, да и коммунальщики открещиваются - может, нынче проблема указателей вообще никого не волнует, кроме пешеходов? О комфорте которых, если послушать, пекутся все, не покладая рук.

Между тем ужасаться дорожной навигацией в городе впору не только пешеходам, но и водителям.

...Сажусь в машину к нашему постоянному автоэксперту, инструктору автовождения Руслану Хасянову.

- Хочу заявить, что в Москве слишком много неполадок в плане дорожной навигации, чтобы нынешние чиновники вообще претендовали на заплату, - злится Руслан Борисович. И вскоре я понял, что не без оснований.

Мы двинулись по Кутузовскому проспекту и вскоре резко затормозили на развилке. Оказывается, тут подобные стоянки водителей посреди дороги - довольно частое явление. А все потому, что на маленьком указателе изображено: в одну сторону - Ленинградский проспект, а в другую - Ленинский. Вот пока водители вчитываются в эти "Ленины", задрав голову, пока соображают, куда им нужно, невольно притормаживают, заставляя делать то же самое всех, едущих сзади. И это при ясной погоде. В дождь, метель и туман тут народ и вовсе стопорит.

- А проблему можно было бы с легкостью решить, заменив на указателе Ленинский проспект на Комсомольский. Он и ближе, и по написанию отличается, - заметил Руслан Борисович.

На Третьем транспортном кольце автоинструктор обращает мое внимание на другую проблему -предупреждения о том или ином съезде висят буквально за 15 метров до оных. Такого расстояния не хватит даже на то, чтобы перестроиться в крайнюю правую полосу. Стоит ли удивляться постоянным пробкам на этом участке?

- А теперь попробуйте найти съезд на шоссе Энтузиастов, - ехидно просит Руслан Борисович.

Я безуспешно начинаю оглядываться, и вскоре получаю ответ, что мы его уже проехали. Оказалось, выезд на шоссе Энтузиастов у нас до сих пор определяется как выезд на Нижегородскую улицу, менее популярную, чем шоссе, и менее знакомую всем автомобилистам. Благодаря чему шоссе водители часто проезжают. Как признался сам Хасянов, он промахивался бесчисленное количество раз, пока не изучил этот участок досконально.

- Признаюсь, точно так же я промахивался когда-то, пытаясь попасть на проспект Андропова, потому что туда ведет указатель с пометкой о Велозаводской улице. И подобного бардака в городе - пруд пруди!

Подчеркну, что проезжал нужные улицы не какой-то безграмотный мигрант. Наш автоэксперт - коренной москвич и опытный водитель, бывший таксист. Так что дело явно не в его незнании города...

Да, конечно, можно купить навигатор и не обращать внимания на запутанные указатели. Можно выходить из дома с заметным запасом времени на случай блуждания. Можно обратиться с воззванием к жителям и скинуться на указатели внутри района. Но в таком случае, замечу, можно и при расчете налогов ликвидировать процент, идущий в департамент, занимающийся вывесками и указателями. Все равно он эти деньги никак не отрабатывает. И думаю, это было бы действительно логично.