Говорить за рулём

В статье фото: Александра Поперногло

Автоинструктор должен развивать у обучающегося способность беседовать за рулём одновременно с процессом развития мышечной памяти, с доведением этого сочетания до автоматизма.

Если член Вашей семьи, друг или знакомый, получив водительские права, просит не разговаривать с ним, когда он или она за рулём, то, скорее всего, процесс обучения у человека не был абсолютно завершён. По крайней мере, не было стажировки, проходить которую желательно со специалистом-преподавателем, а не сидеть в мокрой от пота рубахе при первой семейной поездке на автомашине. У высококвалифицированных автоинструкторов методика обучения и стажировки молодого автомобилиста включает в себя беседу во время управления автомобилем на первый взгляд на отвлечённые темы. Профессиональный преподаватель знает о чём говорить с подопечным, регулируя эмоции ходом разговора на приятные для него темы. Позже привычка говорить за рулём развивается, и тренер выводит стажёра на способность говорить за рулём о чём угодно.

То же касается развития дополнительных физических действий человеком, помимо обращения с органами управления автомашиной. Это и регулировка радиоволны магнитолы, и замена МР3 диска, а так же развёртывание и взятие в рот конфеты, или сигареты. Опускание и подъём солнцезащитного козырька, поправка сбившегося от долгих вибраций зеркала, с переводом его держателя в ночной режим, да и просто периодическое расположение ладони правой руки на бедре любимой жены! Безобразие, скажите вы, трогать бедро жены нужно дома! Отнюдь. Вспомните объявление водителем автобуса названий остановок с взятием в руку микрофона, пользование рацией водителя такси и спецмашин. Уж не запретить ли взятие в руку микрофона инспектору ГАИ для голосовых команд в мегафон: "Возьмите вправо! Пропустите колонну!" А печку как нам регулировать?

К Вашему вниманию материал кореспондента газеты "Гудок" Станислава Табунова о телефонах за рулём

В пробке на связи

В МВД разрешили пользоваться мобильными телефонами во время заторов.

Станислав Табунов

Нынешние Правила дорожного движения гласят, что разговаривать по сотовому во время движения можно только с помощью устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук. Однако в документе не было уточнения о том, разрешается ли использовать гаджет во время остановки, в частности пока автомобиль стоит в пробке.

Это решили выяснить депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов, направив письмо в МВД. Заместитель главы ведомства Виктор Кирьянов на запрос парламентариев ответил, что правило о запрете на разговоры по мобильному во время затора и любой другой остановки не распространяется. Таким образом, водители официально получили право пользоваться гаджетами, пока стоят в пробках.

По мнению автоинструктора и руководителя интернет-проекта Rulek.ru Руслана Хасянова, запрет на разговоры по мобильному телефону за рулём – мера вынужденная, так как качество подготовки водителей в стране остаётся на низком уровне.

"Во время движения автомобилист, помимо того что следит за дорогой, регулирует температуру в салоне, переключает музыку, включает другие приборы. Всё это отвлекает не меньше, чем телефон в руке", – заметил автоинструктор.

В то же время запретить и эти действия – абсурд. Автоинструктор уверен, что даже начинающий водитель способен во время беседы по телефону в пробке адекватно контролировать ситуацию на дороге.

"Надеюсь, что через 5–7 лет правило об использовании мобильных телефонов устареет, так как хорошо подготовленные водители смогут выполнять эти простые манипуляции, не подвергая опасности себя и других участников дорожного движения", – заключил Руслан Хасянов.

Соавтор программы "Рождение успешного водителя" и психолог Иван Костин полагает, что разговор по телефону отвлекает водителя точно так же, как и беседа с пассажиром.

"Человек вполне может управлять автомобилем и одной рукой, хотя, конечно, время реакции в этом случае увеличивается", – рассказывает эксперт.

Однако специалист утверждает, что вся проблема в том, что многие автомобилисты не отдают отчёта своим действиям.

"Необходимо элементарное понимание происходящего на дороге. Взгляд на экран телефона занимает 1 секунду, и если это происходит при движении 15 км/ч, то, конечно, вероятность ДТП минимальна. А если автомобиль несётся по трассе со скоростью 120 км/ч, то лучше воздержаться от использования телефона и ответить на звонок позже", – советует психолог.