Сегодняшний рай

То, что сегодня можно рассказать о дорожной обстановке на улицах Москвы в начале 90-х годов, молодым людям покажется невероятным. Дорожная атмосфера была накалена, как и всё наше общество в целом. Царил криминал. По правилам дорожного движения, автомобилисты обязаны уступить отходящему общественному транспорту от маршрутной остановки, однако водитель автобуса или троллейбуса мог быть публично показательно избит до крови торопящимися парнями из чёрной машины, недовольными, что отъезжающий от остановки автобус преградил им дорогу. Не дай Бог кому зазеваться и пропустить вниманием знак "уступите дорогу" скрытого за ветками деревьев (тогда их стричь было некому). Ошибившийся автолюбитель однозначно был обречён на избиение, либо, как минимум, кулачный бой с равным по силам оппонентом. Если спросить шофёра, получившего водительские права в конце 80-х, как он отъездил четверть века без аварий, его ответ будет прост: «За аварию могли искалечить или того хуже". Причинами дорожной агрессии в начале 90-х были внутренняя обстановка в стране, а главное - отсутствие автомобильного страхования. Да, да, страховок не было вовсе, ущербы выколачивались кулаками и скандальными разбирательствами. Ну, вот теперь в наши дни страхование возродилось после впадания "в кому" с распадом СССР. Россия молодая, как и система страхования и мы-автовладельцы хотим, чтобы она стала ещё лучше и совершеннее.

Скандалы на дорогах сегодня - просто детский лепет в сравнении с 90-ми. Пусть это никогда не повториться. Пусть будут лежать зонтики в машинах на случай дождя при выходе за борт, а не бейсбольные биты. Нам надо беречь друг друга, радоваться жизни и сохранить сегодняшний рай.

Читайте статью специального корреспондента газеты
"Московская Правда" НИКИТЫ МИТРОХИНА "Право на проезд. Европротокол и ОСАГО: кому это выгодно?".

Право на проезд. Европротокол и ОСАГО: кому это выгодно?

Никита С. МИТРОХИН

Если в начале месяца вопрос о повышении цен на полисы ОСАГО оставался открытым, то теперь очевидно - цены вырастут. При этом заключения от Центробанка - как же нужно рассчитывать коэффициент стоимости полиса - никто так и не дождался. Не сильно изменился и механизм европротокола, оформив который, можно разъезжаться по страховым, не создавая пробку.

Участники совещания об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) у первого зампреда правительства Игоря Шувалова (а там присутствовали представители Минфина, Госдумы и ЦБ) смогли согласовать единую позицию ко второму чтению поправок в закон об ОСАГО.

Напомним, что спор о реформе ОСАГО и повышении страхового тарифа возник из-за принятых в первом чтении поправок. По ним и должны были вырасти максимальные выплаты: по части имущества - до 400000 рублей с 1 июня 2014 года, по части здоровья - до 500000 рублей с 1 июля 2015 года. При этом госчиновники требовали не увеличивать стоимость полиса, а страховщики - прямо противоположное.

В результате пришли к компромиссу: осенью вырастет с 120000 до 400000 рублей максимальный лимит выплат по имуществу и на 18 - 24% - тариф ОСАГО. С 1 апреля 2015 года до 500000 рублей увеличится лимит выплат за жизнь и здоровье пострадавших в ДТП, а ЦБ определит, следует ли еще раз увеличить стоимость полиса. Так что готовьте деньги, господа.

Однако некоторые поправки наши чиновники приняли без всяких споров: с октября страхователь по ОСАГО сможет выбрать между денежной выплатой и восстановительным ремонтом, но при ремонте старого автомобиля страховщики смогут использовать бывшие в употреблении запчасти с учетом степени износа до 50%. При этом понятие "старый автомобиль" никак в законе не определено. Но очевидно, что ни одному автомобилисту такая идея не может понравиться (слово "старый" можно трактовать по-разному), а чиновники кивают на страховщиков: мол, все претензии к ним, утверждающим, что и так терпят страшенные убытки от выплат.

Между тем экспертное сообщество уже подсчитало, что нынче ОСАГО в странах Содружества дороже именно у нас - полис россиянину обходится в среднем в 110 долларов. А вот максимальный лимит по выплатам, включая ущерб здоровью, у нас один из самых низких. Хотя на самом деле удивительно, что чиновники вообще обсуждают такие вопросы со страховым сообществом. Казалось бы: не нравятся условия - уходи с рынка, найдется масса желающих на твое место.

- Игорь Шувалов в самом начале этого спора заявил, что поводов увеличивать цену полисов ОСАГО нет, и тут его поддержал Минфин, - напомнил "МП" независимый автоэксперт Сергей Асланян. - Сразу было очевидно, что при увеличении стоимости выплат по полисам до 500 тысяч рублей надобности увеличивать стоимость страховки нет. Но в результате все всё равно "прогнулись" под страховщиков. И это при том, что на выплаты "автогражданки" те тратили максимум 60% своего дохода, а по закону они должны тратить не меньше 77%. Да у нас страховка фактически стала узаконенным рэкетом автомобилистов, превратилась в этакий косвенный налог! И это при том, что государственных страховых фирм у нас нет, весь рынок автострахования находится в частных руках. Так кому мы деньги платим? Каким-то абстрактным дядям? И, главное, почему с ними государство вообще советуется, какие цены ему устанавливать? Напомню, что тот же Российский союз автостраховщиков - обычный частный кооператив и все!

Сергей Асланян отметил и другой важный момент: говоря об убыточности ОСАГО, страховщики подменяют понятия, так как они называют убытками любые выплаты. А между тем выплата по страховке - это не убыток, а выполнение прямой обязанности страховщика, которая прописана в полисе, являющемся своего рода договором.

Также в беседе с "МП" Сергей Асланян напомнил, что наша система выплат по страховым взносам слишком несправедлива. К примеру, в некоторых странах Европы, если люди попадают в ДТП и теряют свое здоровье, им выплачивают столько денег на лечение, сколько требуется. У нас же существует лимит в 160 тысяч рублей - а дальше крутись, как знаешь. Но и эти деньги нужно еще отвоевать, так как нет никаких регламентированных расценок на восстановление здоровья.

Таким образом очевидно, что от новых полисов ОСАГО особой выгоды водителям все равно ждать не приходится: справедливость не восторжествовала, и страховщикам разрешили и дальше обирать нещадно автовладельцев. А ведь изначально ОСАГО задумывалось как очень важная социальная функция: избавить водителей от рэкета на дорогах и сделать так, чтобы люди при столкновении не создавали пробку, а просто сообщали страховщикам о своем ДТП и ехали дальше. Именно так происходит в цивилизованных странах. Но не у нас.

Сейчас европротокол (оформление справки о ДТП без привлечения гаишников) можно составить только в случае, если в аварии не пострадали люди, объем материального ущерба не превышает 25 тысяч рублей и оба водителя не имеют разногласий по происшествию. Но вскоре в случае ДТП без пострадавших водители смогут получить максимальные выплаты в размере 50 тысяч рублей вместо нынешних 25 тысяч. Особые условия хотят ввести для четырех регионов - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Таким образом, у нас максимальные выплаты по европротоколу достигнут 400 тысяч рублей. Владельцу авто также дадут право выбирать: либо материальная компенсация ремонта, либо страховщик сам отвозит транспортное средство в мастерскую и ремонтирует за свой счет. Само собой, ремонт будет проходить на условиях, описанных выше.

Однако выглядит ли европротокол на практике так же хорошо, как и в теории? Как я смог выяснить на собственном опыте - нет. Недавно на Новорижском шоссе я столкнулся с фурой. Ситуация банальная: я перестраивался, тягач решил ускориться и не пропускать. В результате у меня бампер оторван, у него - немного помят.

- Составим евпропротокол, чтобы не ждать гаишников до второго прихода? - спросил я, оценив стоимость ремонта.

- Не могу, у меня машина зарегистрирована по каско, а им кучу справок из ГИБДД подавай вместо евпропротокола, - сообщил водитель.

Оказалось, что завизированный в ГИБДД европротокол сотрудников страховых не устраивает: им нужен полный комплект документов с места ДТП. Выходит, фактически сейчас водители не могут разъехаться мирно после столкновения, если застрахованы по полной. И это огорчает, ведь и ОСАГО, и каско существуют в России более 11 лет, а нормализоваться система так и не смогла.

- Есть даже статистика, по которой лишь 9% всех ДТП в России оформляют по европротоколу, - заметил в беседе с "МП" автоэксперт, руководитель проекта для автомобилистов "Rulek" Руслан Хасянов. - Но я вообще не понимаю, почему у нас пытаются ввести заведомо нерабочие схемы, вместо того, чтобы обязать гаишников приезжать на место ДТП, как и "скорую", за 17 минут и не больше. Сами сотрудники ГИБДД, естественно, открещиваются: мол, пробки на дорогах. Но зачем им из бюджета деньги на мотоциклы тогда выделяют? Да и сама идея увеличения суммы европротокола меня несколько настораживает.

Руслан Борисович привел пример из жизни: сталкиваются два автомобиля, из одного вылезает бугай полубандитского вида и, угрожая водителю, заставляет его подписать европротокол, по которому он - бугай - ни в чем не виноват. В результате, один автомобилист остается с носом, а второй жизнерадостно уезжает.

- Присутствие представителя власти на месте аварии необходимо, так как вероятны психологические атаки со стороны реального виновника ДТП. К тому же, не все люди могут писать этим казенным языком, которым пользуются дорожные инспекторы. Поэтому заполнить бумаги правильно - это не так-то просто для многих. Я считаю, гаишников просто нужно заставить приезжать быстрее. А то совсем обленились: штрафы за превышение скорости уже выписывать не нужно (это камеры делают), теперь еще и на место аварии не приезжать. Может, тогда стоит и число сотрудников дорожной инспекции сократить процентов на 50? А заодно и зарплаты им урезать?

По всему выходит, что в очередной раз якобы пытаясь облегчить жизнь автомобилистам, ничего полностью продуманного и очевидно выгодного для простых людей чиновники так и не сделали. Да, теперь выплаты по ОСАГО станут выше, но этих выплат еще нужно добиться от страховщиков. Да, у нас увеличат сумму выплат по европротоколу. Но никто не отменял статьи за покидание места ДТП и требования страховщиков каско. Так что очередное фиктивное реформирование налицо.