Внезапная опасность

Не очень справедливое положение вещей складывается в наши дни в отношениях автомобилистов с мотоциклистами и пешеходами. В большинстве моментов и пунктов правил, ответственность возлагается на и без того зажатых со всех сторон правилами, штрафами и видеонаблюдением автомобилистов. Что касается мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов, то эти участники движения преподносятся обществу как абсолютно безобидные участники движения, которых нам, автомобилистам, надо беречь как братьев наших меньших. Существует множество бортовых автомобильных наклеек с лозунгами - "Поделись дорогой с мотоциклистом!", "Мотоциклист тоже хочет жить!" и тому подобное. Однако мы нигде пока не увидим лозунги - "Автомобилист имеет право не быть инвалидом!" или "Оставь обе руки водителю!". Согласно правилам дорожного движения в случае выхода из строя светового указателя поворота автомобиля, водителю следует сигнализировать руками: Рука, поднятая вверх-стоп, рука вытянутая влево – налево, рука, согнутая в локте – направо. Ну, если, конечно, руку не оторвет мотоциклист, летящий как пуля между рядами. Проблема не в том, что кто-то из автомобилистов забывает смотреть в зеркала. Опасность возникает при внезапном резком перестроении мотоциклиста из соседних рядов при многорядном движении, например на МКАД. Есть и другая опасность - при солнечной погоде, когда солнце в лицо, приближаясь на очень большой скорости, мотоциклист вряд ли увидит Вашу высунутую из окна автомашины руку, сигнализирующую стоп – остановку машины при возникшей неисправности стоп – сигналов Вашего автомобиля.

Солнечное утро. Я еду на работу. Сегодня я преподам необычный урок автовождения. Сегодня последний урок со старательным и талантливым учеником Стасом Захаровым. Он уже имеет водительское удостоверение и ходил ко мне для повышения навыков и наработки начального опыта. Стас увлекается дайвингом. В наших стажировочных поездках по городу он много рассказывал мне о подводных погружениях в клетках к акулам. Сегодня надо будет напомнить ему, что начинается мотоциклетный сезон и что руку из машины высовывать столь же опасно, как из подводной клетки, спустившись к акулам.

К Вашему вниманию материал специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина "Жестче контроль - меньше аварий"

Жестче контроль - меньше аварий

Никита Митрохин

Новый интернет-опрос "МП" показал: большинство респондентов (53%) считают, что нужен целый комплекс мероприятий, дабы число ДТП с мотоциклами уменьшилось. По мнению пользователей "Макспарка", в первую очередь необходимо прививать культуру вождения (10%) всем участникам движения, 5% опрошенных считают необходимым изменить ПДД или сделать выделенные полосы для мотоциклистов. Мнение 4% "макспарковцев" - нужно запретить выезжать на проезжую часть несовершеннолетним и ужесточить наказание за нарушение ПДД мотоциклистами. А 2% респондентов высказались просто: нужно отремонтировать наши дороги.

К сожалению, аварии с мотоциклистами - не редкость. Сам помню: прошлым летом еду в вялотекущем потоке машин, решаю перестроиться и слышу шипение тормозящих покрышек где-то справа. Лишь вывернув голову, понимаю: только что чуть не попал в ДТП с каким-то парнем на скутере - тот несся между рядами. Поняв, что его заметили, мотоциклист продолжил путь. Откатал ли он так между рядами до конца сезона?

Как известно, большинство ДТП между автомобилистами и мотолюбителями с тяжкими последствиями происходят именно в том случае, когда кто-то из двоих начинает двигаться между рядами. А ведь это запрещено в Правилах дорожного движения: звукоизоляция в современных автомобилях на высоте, а в боковом зеркале не всегда можно увидеть мчащегося "на табуретке" гонщика. Подчеркну: именно гонщика.

- По ряду оперативных данных, в ДТП попадают в основном скутеристы и мопедисты, - заметил в беседе с корреспондентом "МП" майор МВД в отставке, глава юрфирмы "Помощник" Никита Самарин. - Никакого анализа этих данных никогда не проводилось, но я придерживаюсь общего мнения, что причина тут проста: человек на серьезном байке за несколько сотен тысяч рублей и ПДД изучает, после чего сдает экзамены на права, и амуницию всю покупает, и имеет в правах дополнительно открытую "автомобильную" категорию "В".

То есть человек на серьезной технике подходит к движению на дороге ответственно. А вот всякого рода любители, купившие фактически велосипед с моторчиком за 50 - 80 тысяч, и ПДД не изучают (просто не имея денег на автошколу), и, соответственно, водят без прав, имея совершенно безответственный подход к такому важному вопросу, как автодвижение.

Примечательно, что такое мнение разделяют и "макспарковцы" - например Валерий Коротаев пишет: "Права на скутер выдавать только тогда, когда научится на четырех колесах ездить. В смысле не раньше открытия категории "В"". Такого мнения придерживаются многие автолюбители, прекрасно понимая, что зачастую на скутерах ездят совершенно безбашенные люди, имеющие слабое представление о ПДД. Сами пользователи в сети косвенно с этой идеей соглашаются: "Я на мото десять лет езжу - ни одного происшествия. У кого голова есть, тот в аварию не попадет, а у кого нет - того не жалко... Кстати, большое спасибо московским водилам - относятся с пониманием (за редким исключением)", - пишет Игорь Живухин.

Неудивительно, что новый интернет-опрос "МП" привлек очень большое внимание пользователей. Причем все разбились сразу на два лагеря: автомобилистов и мотоциклистов. Анализируем комментарии: пользователи из первого лагеря в первую очередь ратуют за культуру вождения. Именно ее-то на дорогах и не хватает. А в чем проявляется это бескультурье, видно по комментариям пользователей из второго лагеря: мол, делайте, что хотите - нас на мотоциклах автомобили по пробкам не догонят, и от гаишника уйдем, и от водилы, а потому будем ездить, как хотим. Некоторые даже писали, что игнорируют поднятый жезл сотрудников ГИБДД. И именно это чувство безнаказанности у многих мотолюбителей и позволяет им нарушать писаные и неписаные правила на дорогах. А это в свою очередь приводит к авариям.

- Все очень просто: в СССР штрафовали за неправильное движение всех участников - от пешехода до автомобилиста, - рассказал "МП" эксперт в области транспорта и автовождения Руслан Хасянов. - Сейчас же у нас только водителей заставляют соблюдать закон. Вот и получается, что у остальных участников движения, к коим относятся и мотоциклисты, внимания ноль или минимум. Нужно просто подойти к вопросу комплексно, как в Советском Союзе, где даже на велосипеды люди получали права, если ездили по автомобильным дорогам. А вот когда будет этот самый контроль происходящего, и аварий на дорогах станет меньше. Пока же у нас точечно будут решать проблему - то с автомобилистами, то с мотоциклистами, - порядка в движении не будет.