Добро

Увы, но образ жизни меняется, а вместе с ним меняется и сознание об образе мышления людей. Отсюда и изменения нравов, ценностей и направлений идеологий. Только не следует забывать никому - ни стоматологу с астрономическими ценами на замену зуба, ни сотрудникам страховых компаний, не выплачивающих ущербы, ни блюстителю правопорядка - что должно быть, и оно есть, то самое представление о человечности и совести, любви к людям и к жизни. Всё это в целом называется добро. Так как же всё-таки быть, если член Вашей семьи повредил бензопилой конечность и рана кровоточит, а за руль садиться нельзя, так как Вы уже выпили рюмку коньяку по прибытию на дачу? Что делать, если сотовая связь не ловит и скорую вызвать невозможно?

Читайте материал корреспондента газеты "Московская Правда" Романа Королёва об очередном нововведении в правила дорожного движения.

Умножение вины

Автомобилистов, задержанных за вождение под мухой, могут заставить вносить залог за возвращение машины

Роман КОРОЛЕВ

Соответствующий законопроект, подготовленный Минюстом и уже одобренный правительством, внесен на рассмотрение в Госдуму. Борьба с пьян-ством за рулем – дело, безусловно, благое, но автомобильные эксперты опасаются, что такой закон только увеличит взяточничество на российских дорогах.

В пояснительной записке к документу говорится, что по статистике только треть штрафов за вождение в нетрезвом виде добровольно оплачивается нарушителями. Существующая система временного изъятия автомобиля, утверждают авторы законопроекта, помогает только пресечь администра-тивное правонарушение, но никак не гарантирует того, что штраф действительно окажется оплачен.

Чтобы пьянице-автомобилисту не удалось избежать наказания, и вводится эта, более жесткая мера. Если законопроект примут, водитель сможет забрать машину со штрафстоянки только после того, как внесет за нее залог, равный максимальной сумме штрафа за вождение в нетрезвом виде или отказ от прохождения медосвидетельствования (30000 рублей за первое нарушение и 50000 – за повторное). Если же нарушитель не намерен обжаловать штраф, он может сразу его уплатить, и тогда никакой залог вносить не придется.

Понятно, что проблема пьянства за рулем - очень серьезная, десятки тысяч людей в России ежегодно погибают в ДТП, 7,5% аварий, по статисти-ке, возникают по вине пьяных водителей. По показателю смертности людей в авариях Россия соседствует с такими странами, как Гондурас, Гам-бия, Никарагуа, Туркменистан и Мозамбик. Ситуацию необходимо как-то исправлять, и новый законопроект должен стать частью утвержденного Дмитрием Медведевым масштабного плана мероприятий, направленных на снижение смертности в ДТП.

С другой стороны, нельзя не отметить, что новый законопроект фактически оставляет водителей беззащитными перед произволом сотрудников ГИБДД. Обжалование штрафа - законное право каждого автомобилиста, но в таком случае оно может превратиться в дорогостоящее и небезопасное мероприятие. Проще уплатить штраф (а то и взятку в карман автоинспектору), чем начинать спор, а потом оплачивать залог за возвращение автомо-биля.

Кстати, понятие «залога» содержится в 334-й статье Гражданского Кодекса РФ, где говорится, что в случае неисполнения или ненадлежащего испол-нения должником своих обязательств перед залогодержателем, тот вправе реализовать заложенное имущество и получить обещанные средства из его стоимости. Допустим, водитель по какой-то причине вносить 30000 рублей залога не захотел, или эта сумма оказалась для него неподъемной. В таком случае, государство вправе продать заложенный автомобиль, но должно вернуть его владельцу стоимость машины за вычетом этих 30 тысяч. Юристы отмечают, что из текста законопроекта неясно ни то, каким образом будет проводиться оценка автомобиля, ни то, как будут возвращать эти средства водителю-выпивохе.

Авторы документа также не уточняют, что делать, если пьяный водитель не был владельцем остановленного автомобиля. Он мог его, например, взять напрокат, по доверенности или вообще угнать, и кто в такой ситуации окажется виноватым и должен будет внести залог? В Белоруссии, где давно уже действует конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде, создавались ситуации, когда человек таким образом лишался ма-шины, угнанной пьяным преступником. Если такой законопроект все-таки будет принят, хотелось бы, чтобы в нашей стране обошлось без подоб-ных эксцессов.

Стоит отметить и то, что наказание за вождение в нетрезвом виде в прошлом году и так было серьезно ужесточено: теперь человеку, повторно севшему за руль пьяным в течение года, грозит уже не административная, а уголовная ответственность. Максимальное наказание по этой ста-тье составляет два года лишения свободы.

Похожим образом борются с пьянством за рулем и во многих европейских странах (Германии, Франции, Испании): при последующих нарушениях срок лишения прав и сумма штрафа увеличиваются, а самых неисправимых алкоголиков ждет тюремное заключение. Если же по вине пьяного води-теля произошло ДТП, то штрафом он уже в любом случае не отделается, а отправится за решетку. В Германии любителей выпить за рулем заставляют пройти платные (стоимостью до 300 евро) курсы по безопасности дорожного движения либо отправляют на медицинско-психологическое освиде-тельствование, по итогам которого могут лишить прав, что также выглядит вполне адекватной мерой. Что же касается нового законопроекта, то он выглядит больше направленным на то, чтобы упростить работу служебных приставов и собираемость штрафов, чем на реальную профилактику пьян-ства за рулем.

- Безусловно, дополнительные меры по борьбе с пьянством за рулем – это правильно, - высказал «МП» свою точку зрения эксперт в области автовожде-ния и транспортного развития Руслан Хасянов.– Ну нельзя выпившему человеку садиться за руль, тут и разговаривать не о чем. Но рубить с плеча в этом деле тоже нельзя, потому что существуют дополнительные моменты, на которые я бы обратил внимание. Во-первых, ситуация на дорогах станет куда спокойнее после того, как уберут коррумпированную систему выдачи медицинских справок для получения прав. По моим собственным наблюдениям, буквально каждый третий автомобилист является психически неуравновешенным. За последние полтора года на дорогах возросла агрессия, стало боль-ше драк, хамства, агрессивных приемов вождения. Неудивительно, что у таких водителей порой возникают случаи экстренной необходимости сесть за руль. Например, люди находятся на даче, и ребенок отрубил топором себе палец. Может такое быть? Пример неприятный, но это жизнь. У нас есть насе-ленные пункты, в которые скорая помощь приезжает очень нескоро: порой ее приходится ждать по два часа. Что же делать человеку, если случилось не-счастье, а он выпил рюмку коньяку? Оставаться законопослушным и не садиться за руль? Мне кажется, говоря об ужесточении наказания за вождение в нетрезвом виде, такие исключения следует предусмотреть. Наконец, ГИБДД жалуется на плохую собираемость штрафов. Но при этом на наших дорогах создан просто драконовский дорожно-полицейский надзор, камеры висят буквально на каждом кусте. Лично я прописан в одном месте, а живу в другом. Квитанции мне приходят по месту прописки, и зачастую я не успеваю их оплатить вовремя, а еще часто бывают случаи, когда деньги-то я заплатил, а штраф все равно продолжает считаться неоплаченным. Очень хотелось бы узнать, куда же исчезают эти честно заплаченные деньги. В целом мне кажет-ся, что государству нужно не злоупотреблять запретами и наказаниями, а проявлять больше человечности и адекватности.

Возникают определенные вопросы и к правовым основам нового законопроекта. Как напоминает независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян, согласно 50-й статье Конституции, никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление:

- В данном случае вводится прямое фискальное наказание в дополнение к уже имеющейся санкции. Это примерно то же самое, как если бы человека ловили за кражу и, помимо конфискации украденных вещей, отбирали его собственные. Автомобилисты фактически выводятся из поля действия Консти-туции, ведь по ней наказывать человека дважды за одно преступление нельзя, а водителя, оказывается, можно, и даже не два раза, а целых пять раз. Смотрите сами: человека поймали за вождение в нетрезвом виде. Его штрафуют, потом арестовывают на 15 суток, затем лишают права вождения, нака-зывают прохождением переэкзаменовки, и, наконец, теперь еще будут заставлять вносить за машину залог. Человек совершил одно правонарушение, а огреб за него целых пять раз! Получается, лучше быть грабителем или убийцей, чем водителем, потому что на первых распространяется действие Консти-туции и презумпция невиновности, а на водителей - нет. То, что подобный законопроект вообще может быть кем-то поддержан и всерьез обсуждаться, свидетельствует только о полной утрате представления о нормах права у наших законодателей.