Игра в классики

Как быть в той дорожной ситуации, когда при движении в одну полосу вдруг приходит в неисправность крупногабаритный грузовик и объехать его нет правовой возможности? Слева от сломавшейся машины осевая проезжей части в виде сплошной линии разметки, пересекать которую категорически воспрещается правилами. Сдать назад? Но ведь сзади попутно следующие машины? Любой присутствующий на месте дорожный инспектор дозволит объезжать препятствия в виде сломавшийся или аварийной машины или машин, с выездом левого борта за сплошную линию. Однако в обозримом будущем планируется установка аппаратуры слежения ГЛОНАСС на каждый автомобиль. Система начнёт фиксировать отклонения траекторий каждого автомобиля с точностью до 50-ти сантиметров. И в данном описанном случае, по приходу по почте штрафов, доказать тот факт, что Вы объезжали сломавшийся грузовик, либо аварийные автомобили, будет невозможно. Бывают случаи, когда улицу или даже проспект, сотрудники ГИБДД перекрывает по причине стихийно возникшей ситуации. Например, процесса тушения пожара крупного здания. В таких случаях, регулировщики жестами отдают указания разворачиваться в обратном направлении для объезда места тушения пожара, либо иных происшествий и мероприятий. И вновь каждый развернувшийся по указке королей дорог, может оказаться виновным в пересечении сплошной линии дорожной разметки при фиксации этого стихийного разворота системой ГЛОНАСС. А вот ещё пример необходимости выезда за сплошную. Однорядное движение в одно направление. Автобусная остановка. Заходящая в автобус бабушка упала перед дверями автобуса, угодив ногами прямо под стоящее переднее колесо. Неужели нужно собирать затор за остановившимся автобусом и ждать пока вышедшие из автобуса юноши поднимут бабушку и соберут все вывалившиеся продукты и семечки из её сумки? Получается, что перед очень важными поездками на автомобиле, в случае пролегания маршрута по отрезку однорядного движения, нужно просить Бога не только чтобы Вы не опоздали, но и чтобы никто перед Вами не сломался, пожаров не было, никакая бабушка не упала. Но ведь такого не бывает... В итоге так или иначе, рано или поздно придётся наехать колесом на белый рисунок на асфальте, ведь мы живые люди… Игра в "Классики" какая-то..

Технология погони

Инспекторы ГИБДД получат возможность для тотальной слежки за автомобилистами

Роман КОРОЛЕВ

В ближайшее время у ГИБДД может появиться принципиально новое средство для борьбы с преступностью - дистанционное отключение зажигания у преследуемого автомобиля. Такую возможность предоставит им система ЭРА-ГЛОНАСС, наличие которой с 2017 года станет обязательной опцией для всех автомобилей, выпущенных на территории Таможенного союза.

Система ЭРА-ГЛОНАСС работает в штатном режиме с 1 января – с этого дня отечественные автопроизводители выпускают машины со встроенными бортовыми терминалами, которые в случае аварии сразу же сообщат в контакт-центр системы точные координаты ДТП и позволят установить двух-стороннюю связь между диспетчером и пассажирами.

Сейчас система ЭРА-ГЛОНАСС выполняет только основные свои функции. Возможность расширения ее функционала обсуждалась в апреле в Зе-ленограде на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства электронно-компонентной базы системы. Благодаря технологии дистанционной связи с любым автомобилем, оборудованным ЭРА-ГЛОНАСС, появляется и возможность дистанци-онного управления этим автомобилем. Во многих противоугонных системах уже реализован механизм отключения зажигания при попытке взлома машины. В данном случае сигнал будет передаваться по спутнику или через сотовые сети. Как заявил в ходе заседания Алексей Дианов, директор по корпоративным коммуникациям компании «НИИМЭ и Микрон», техническая возможность для дистанционного управления автомобилем уже есть, и здесь все зависит только от требований заказчика.

Когда системой ЭРА-ГЛОНАСС будут оснащены все автомобили, выпущенные в рамках Таможенного союза, принципиально расширятся и возмож-ности для контроля за соблюдением ПДД. На заседании, например, говорилось, что благодаря ЭРА-ГЛОНАСС траектория движения автомобиля будет записываться с высокой точностью (к 2020 году плановый показатель точности измерения ГЛОНАСС должен составить 50 сантиметров). В таком случае, водителей, выехавших на встречную полосу, уже необязательно ловить на месте, чтобы доказать факт нарушения: достаточно будет получить данные с сервера ЭРА-ГЛОНАСС.

Увы, каждый раз, когда создается высокоточная система противодействия преступности, возникает вопрос: а не смогут ли использовать новые опции и для злоупотреблений?

- Такая система принципиально реализуема, поскольку об этом уже стало известно из официальных источников, - напомнил «МП» известный «ай-тишник» Владимир Корвацкий. – Разумеется, народ сразу очень обеспокоился тем, что с ее помощью вообще-то можно убить человека. Выключить двигатель у преследуемого автомобиля на скорости 80 - 120 км/ч – и все, лобовое столкновение. Официальные лица тут же выступили с успокои-тельным заявлением: дескать, заглушать мотор разрешено будет на скорости не выше 12 км/ч (только когда машина тронулась или вообще стоит на месте). Увы, но этим проблемы с внедрением новинки не исчерпываются. Начнем с того, что любая подобная технология уязвима, взламываются системы безопасности любых банков и даже спецслужб. И если злоумышленники доберутся до ЭРА-ГЛОНАСС, по всей стране стоит ждать аварий со смертельными исходами. Вызывает беспокойство и то, что с ее помощью можно будет отслеживать и записывать траекторию движения каждого автомобиля. Уже не нужны будут даже радары, потому что информация о пути движения и скорости автомобиля будет отправляться в специальный центр. Начнут с новых отечественных автомобилей, потом заставят ставить ЭРА-ГЛОНАСС и на старые машины, а также на купленные за рубежом. И вот мы приходим к созданию тотальной системы слежки за автомобилистами. Ничего хорошего в этом, на мой взгляд, нет: ведь большинство автолюбителей – не бандиты и не террористы, а вполне законопослушные люди, а такая система слежки нарушает базовые конституционные права.

Независимый эксперт в области автовождения и транспортного развития Руслан Хасянов напомнил, что двигатели делятся на карбюраторные и инжекторные (с электронной системой подачи топлива), и системой дистанционного контроля можно оснастить только вторые:

- С самого начала, когда инжекторная система появилась, я сразу понял: она для того и предназначена, чтобы предоставить возможность дистан-ционного управления автомобилем. Прогрев сиденья, поддувы, климат-контроль - все эти удобства можно реализовать и в механике. Электронная система создавалась для того, чтобы в экстренных ситуациях (например, в случае военных действий) возникала возможность дистанционно отклю-чить зажигание машины. Самое страшное в ней то, что она может попасть в руки преступников. Регулярно вскрываются новые факты двуличия не-которых сотрудников правоохранительных органов, так называемых оборотней в погонах. На просторах России существуют практически пустые трассы, где такая система могла бы использоваться для пиратских нападений на автомобили. Два года назад, например, печальную известность приобрели нападения на автовладельцев на трассе М-4 «Дон». Такому количеству преступлений поспособствовала пустынность этой трассы: там есть всего два поста ГИБДД на десятки километров (рядом с Каширой и у границы с Тульской областью), дорога безлюдная, хотя сейчас на ней, слава Богу, начали появляться заправки… В такой глуши использование подобной системы может представлять страшную опасность. С другой стороны, если речь идет действительно о преследовании преступника, отключить ему зажигание вполне оправданно. Но я бы обратил внимание на то, что радикальным способом борьбы с преступностью предложенный метод не является: любую машину можно переделать из инжекторной в карбюраторную. Таким образом, самые закоренелые, матерые преступники просто будут ставить на свой автомобиль карбюраторный двигатель, и такая система ничем против них не поможет.