Не светите мне в затылок - 3

Сложив пальцы руки в форме знака «Виктория» - сделав рогатку, шофер шоферу показывал жест, будто бы тыча пальцами себе в глаза – это означало: «Выключи фары, разиня!» Сегодня этот жест забыт, как и забыт сам выключатель фар, теперь они всегда светятся. Вы давно смотрели советский художественный фильм? Даже ночные проспекты Москвы и Минска были заполнены лишь мелкими огоньками габаритных огней автомобилей. В свои 13 лет, развернув настенный финский календарь, привезенный моим отцом из Финляндии, на котором был отображен один из проспектов Хельсинки, я спросил отца: «А почему у них у всех фары включены, или это ночь снята на фото через осветляющий фильтр?» «Нет, сынок», - ответил отец, - «они там днем с фарами ездят». «Зачем!?» – воскликнул 13-летний мальчик. Тогда этот мальчик не знал, что эту тему с его сайта через 26 лет поддержит газета «Московская Правда». Смеялись мы над европейцами в водительских комнатах отдыха, но наступили 90-е, и Россия подружилась с Европой. Дружба – это хорошо, дружить надо со всеми, но, а фары то днем зачем включать? В советское время ухоженный инспектор ГАИ мог остановить автомобиль и вежливо напомнить водителю выключить никчемно светящиеся габаритные огни. Корреспондент газеты "Московская правда" НИКИТА МИТРОХИН затронул животрепещущую тему: "ГИБДД не нужна, штрафы не оправданы, а ПДД требуется менять"

ГИБДД не нужна, штрафы не оправданы, а ПДД требуется менять

С каждой новой автореформой создается впечатление, что наши власти хотят то ли сократить число автолюбителей в России, то ли просто ищут новые способы "рубить бабло" на месте. Очередным прецедентом стала идея повысить сумму штрафов. Многие водители возмутились и самыми грубые словами ругают сейчас в интернете законодателей. Однако злость у автомобилистов вызвало не столько повышение суммы штрафов, сколько нежелание властей изменять законы для улучшения ситуации на дорогах в целом. А многие из них в этом действительно нуждаются.

Недавно, например, один такой озлобленный автовладелец позвонил нам в "Книгу жалоб":

- Согласно ПДД, останавливаться на дороге, оставляя другим водителям для проезда пространство меньше трех метров - нельзя. Но подобные нарушения существуют сплошь и рядом! Например, на остановке припаркуется автобус, чтобы пассажиров выгрузить-загрузить, а мне, чтобы его объехать, необходимо либо выехать на встречку, либо создавать затор, ожидая, когда вся эта толпа пройдет через турникеты (ни дна, ни покрышки тому, кто их в автобусы понатыкал!), - кипятится Михаил Игоревич. - Такую картину, к примеру, постоянно можно видеть на моей улице Расплетина, да и других мест в Москве хватает.

И действительно, это проблема. Ведь в такой ситуации просто так объехать препятствие не получится - придется штраф уплатить, а то и прав лишить. Ведь как показывает практика, некоторые дорожные инспекторы вменяют водителям в вину не "объезд препятствия", а "выезд на встречную полосу". При этом в ПДД не указано, как действовать, если на дороге что-либо мешает тебе двигаться (сломавшийся впереди грузовик, к примеру).

Как пояснили "МП" в пресс-службе ГИБДД, где устанавливать дорожные знаки и остановки решает Департамент транспорта, вот только в случае какого-либо недовольства обращаться по закону нужно все равно в ГИБДД. Ну, или писать письма во все инстанции - правда, с ответами, как показывает практика, тянут месяцами практически везде.

Другой не менее важный вопрос поднял Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев:

- В США и многих других странах правила движения представляют собой распечатку в три-четыре страницы. У нас же ПДД - это достаточно толстая брошюра, где описано что угодно, вплоть до определений рассвета и сумерек. Но нет, например, четкого определения, что такое "оставление места ДТП".

Как рассказал автоэксперт, это очень серьезное упущение, потому что есть немало случаев, когда отсутствие этой формулировки в своих целях использовали нечестные автоинспекторы и страховщики.

- Например, отбросило машину во время столкновения на обочину, - рассказывает Виктор Наколаевич, - а коррумпированный гаишник будет фантазировать, что вы покинули место ДТП. Другой случай - ехали вы по проселочной дороге, попал вам камушек в лобовое стекло. Вы приезжаете к автостраховщику, а тот, вместо того чтобы поменять стекло с трещиной, заявляет, что вы покинули место ДТП, не зафиксировав попадание камушка. И поэтому страховка вам не положена. Казалось бы, бред, но нет запрета так трактовать закон. А ведь этого можно было бы избежать, дай наши чиновники определения действительно нужным терминам.

Независимый автоэксперт и руководитель интернет-портала rulek.ru Руслан Хасянов нам и вовсе взялся доказать на практике, что нынешние чиновники допустили огромную ошибку, начав переписывать советские правила движения на дороге.

- Водителей совершенно зря заставляют ездить днем с ближним светом. В советское время все ездили с выключенными фарами, да и ночью, как правило, в городе габаритами обходились (трассы же освещены!). Ближний-дальний включали только, если дорога была недостаточно хорошо освещена. Потом вдруг появились заявления, что и водители, и пешеходы стали хуже видеть днем приближающиеся машины. В результате решено было заставить всех водителей включать ближний свет. Ну не бред? 60 лет все видели хорошо, а потом вдруг резко у всех ухудшилось зрение?

Руслан Борисович утверждает, что принудительный ближний свет, наоборот, только мешает водителям и повышает риск аварии. Для доказательства этого утверждения мы с ним даже выехали на специальный полигон.

- Смотрите, - объяснил Хасянов, - стоит включить ближний свет машине позади нас, как мы тут же перестаем четко видеть ее размеры - из-за лучей фар теряется четкость силуэта. А если еще погода пасмурная, как сегодня, или идет небольшой дождь, ситуация совсем плохая (вода на боковых зеркалах искажает картину еще больше).

Мы провели эксперимент. Намочив стекло обычной водой из пульверизатора, посмотрели, насколько четко видно машину сзади. Когда у нее горели габариты, силуэт более-менее угадывался, да и на каком расстоянии от нас находилась машина, было понятно. Стоило же ей включить ближний свет - тут же все становилось расплывчатым и неясным.

- А теперь представьте такую ситуацию на трассе! - возмущается автоэксперт. - Заставляя водителей включать ближний свет, чиновники только ухудшают ситуацию на дороге.

Затем мы прокатились вдоль Песчаной улицы, одноименной площади и Беговой улицы. Ближе к восьми вечера, когда уже начинало смеркаться, стало очевидно, что все машины на расстоянии 100 и более метров сливались в одно сплошное пятно. Более того, оказавшись на Нижней Масловке, мы вышли из машины на реверсивную полосу, чтобы понаблюдать за огнями без всяких стекол. Ближе к 21 часу разобрать, каких габаритов автомобиль, собирается ли он повернуть или едет прямо, было нельзя!

Как рассказал Хасянов, это основная, но не единственная оплошность в законе о включенных фарах:

- Постоянно горящие фары - это еще и большая нагрузка на зрение. Ситуация становится еще плачевней, когда свет попадает в стекло заднего вида и просто слепит водителя...

Не одобряет Руслан Борисович и идею повышения штрафа за непристегнутые ремни безопасности:

- Людей же не обязывают ходить в каске или ползать на четвереньках, хотя так безопасней - наверняка не упадешь. Так почему же я обязан пристегивать ремень безопасности? Машина - это моя собственность, пока я не мешаю окружающим, я не нарушаю закона. Так с какой стати штрафы?

А Сергей Асланян, куратор проекта "Право руля", считает, что службу ГИБДД и вовсе нужно расформировать.

- Дорожной полиции не существует в Южной Корее, Грузии, США и многих других странах. И аварий там не так уж и много. Гаишники - ненужный элемент, нарушения могут фиксировать и видеокамеры, причем куда справедливее, чем люди. Ведь часто человек побоится выписывать штраф прокурору, следователю или депутату. Камера же зафиксирует все как есть, и раскошелиться придется любому нарушителю, будь ты дворник, будь ты министр.

По мнению Сергея Степановича, законы для автомобилистов у нас тоже пишутся абы как. - Например, техосмотр, - делится Асланян. - Вроде как каждый дилер теперь это сможет делать. Уверен, что в большинстве российских городов нет дилеров массы популярных марок. А идея запретить сдавать на права, обучившись экстерном, и вовсе глупая. Некоторые люди всю жизнь живут в деревнях, в город даже не приезжают. И где им, спрашивается, автошколу искать? При том, что без машины в деревне нельзя.

"МП" же остается только заметить, что в настоящее время дорожные чиновники упускают из вида и то, что ПДД все больше нарушают саму Конституцию нашей страны. Например, сейчас предлагается водителям получать скидку в 50% при оплате штрафов, если деньги были отправлены в соответствующие службы в течении 10 дней со дня получения квитанции на оплату. Но за 10 дней человек не может добиться в судебном порядке аннулирования штрафа, даже если готов доказать свою правоту! И как же тогда презумпция невиновности? Выходит, человека признают виновным, даже не давая возможности оправдаться. Другой пример. За неправильную парковку в Москве и Санкт-Петербурге приходится платить штраф в три раза больше, чем по стране в целом. Но у нас по закону и москвичи, и краснодарцы, и жители Воркуты равны. Так с какой стати такая избирательность? Создается впечатление, что наша Госдума - эдакая корпорация монстров, где все делается не для того, чтобы помочь людям, а для того, чтобы сделать их жизнь еще хуже.