Милый чайник

"Чайник" - так называли и иногда называют неопытного автомобилиста. "Чайник" производное от слова "частник". История происхождения шуточной клички юнца за рулем такова. В Советском Союзе транспортные потоки на 90% состояли из государственных транспортных средств. И если в рассказах людей, в байках и слухах заходила речь о частной машине, говорили коротко – "частник". Ну а очень скоро "частник" реформировался в "чайник". В наше время наоборот, 90% транспортного потока состоит из частных транспортных средств, потому кличка "чайник" утеряла свой смысл.

Какие будут рекомендации молодому автомобилисту? Их очень много и они не уместятся в данной статье. Как начинать ездить на своей машине следует излагать в целой книге на 300 страниц. Однако на самое важное мы попробуем обратить внимание. Только начав ездить на машине, дорогу вы должны воспринимать не меньше чем при своей ходьбе пешком. Ваша скорость та скорость, на которой вы видите лица прохожих, а уж тем более видите дорожные знаки, читаете рекламные щиты, восхищаетесь новой моделью женских сапог. Если вы перестали видеть лица прохожих, то это уже не ваша скорость движения. Приходит чтение дороги со временем, с практикой. В советское время молодым автомобилистам считался водитель, стаж которого менее 2-х лет и личный километражный пробег которого не меньше 70.000 км. И это верно. Сосредоточенность человека при управлении машиной, общее внимание должны быть такими же, как при ходьбе пешком. Идя пешком, вы же успеете отскочить от футбольного мяча, летящего на вас с детской площадке? Вы же успеете перепрыгнуть через открытый колодец, поздно заметив его? Вы же увернетесь от падающего пьяного гражданина на вас в толпе? Вы же успеете подхватить под локоть падающую рядом на лестнице женщину? Вот в этой же мере сосредоточенности вы должны быть внимательны за рулем.

Бытует мнение "не ты, так в тебя кто-нибудь врежется" - это не совсем так. И сейчас мы не зря сравниваем ходьбу пешком с ездой на машине. Из 100% вашего общего обзора 50% должно быть посвящено зеркалам заднего вида. Опережающие вас транспортные средства нужно не только видеть, но и прослеживать то, как они опережают вас с соседних полосах движения. Вы должны видеть все вокруг себя, как смогли бы озираться, неся поднос с обедом по школьному коридору во время перемены. Ведь если постараться, то девушке в свадебном белом платье получиться миновать толпу шахтеров, не допустив ни одного касания к себе, не испачкав платья угольной пылью. Что будет нелегко, слишком напряженно? А кто сказал, что легко начинать ездить на машине? Держите в себе стержень напряжения, не расслабляйтесь. Чуть позже этот стержень напряжения раствориться в вас и превратиться в естественное, комфортное состояние за рулем, а пока вы не проехали 70.000 км и ваш водительский стаж менее 2-х лет наклейте желтый знак и будьте внимательны.

P. S. К вашему вниманию статья Никиты Митрохина в газете "Московская Правда" на тему молодых автомобилистов – "Чайные церемонии".

Чиновники от МВД планируют вернуть советскую практику
в автомобильной сфере

Никита МИТРОХИН

Предложение поступило от Общественного совета при МВД. И руководство ведомства сейчас рассматривает его. Напомним, что начинающих водителей хотят ограничить в правах на передвижение.

Новичков планируют урезать в скоростном режиме в ночное время (не больше 70 километров), а также в количестве перевозимых пассажиров (не больше одного).

Как объяснил инициативу начальник ГИБДД Виктор Нилов, подобные ограничения для "чайников" помогут снизить аварийность на дорогах. На момент подготовки материала было известно, что новичком водитель будет считаться только в первый год езды. По существующим правилам в таком статусе водитель пребывает два года, и в течение этого времени на его машине должен быть наклеен желтый треугольник (или квадрат) с восклицательным знаком. При этом стаж у водителя начинает "тикать" после получения прав, а не после покупки первой машины...

- У меня есть сосед по даче, - поделился с "МП" президент Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин, - ему уже девяносто с лишним лет, а права он получил еще во время Великой Оте-чественной войны. В общем, стаж у него более 60 лет. При всем при этом за рулем он сидел только во время той самой войны, но согласно стажу - он невероятно опытный водитель. А теперь представьте молодых ребят, которым лет 17 - 19, они спортс-мены, увлекаются автомобилями с детства, кружки всякие посещали, автодромы, в общем полный комплект. Теперь ответьте: кто будет увереннее вести себя на дороге - мой сосед-ветеран или те молодые ребята? Думаю, ответ очевиден. Так что привязываться к цифрам не совсем логично и совсем не разумно.

Между тем критиковать саму советскую систему Травин не стал, лишь отметив, что непонятно, как собираются контролировать молодых водителей. Нельзя же всех подряд останавливать и проверять, недавно человек получил права или нет.

Кроме того, неясно, почему чиновники из МВД решили, что ездить со скоростью 70 километров в час новичкам необходимо именно ночью. Ведь на той же МКАД везде есть фонари, а движение в ночное время куда свободнее, чем днем. Получается, как раз ночью ездить можно и быстрее.

- А может быть, стоит задуматься, почему 20 лет назад эту систему отменили? - задал "МП" вполне логичный вопрос автоэксперт и руководитель проекта "Право руля" Сергей Асланян. - Я как раз получил права, когда та система, которую хотят вернуть, сходила на нет. Причем упразднили ее в то время сами гаишники - сложно было проконтролировать, кто недавно получил права, а кто нет.

Как отметил Асланян, сама реформа не выдерживает никакой критики хотя бы по той причине, что она абсурдна.

- По статистике 7 процентов ДТП приходится на "чайников", но простите, - продолжает Асланян, - 93-то процента - на "старичков"! Так почему же мы должны в первую очередь беспокоиться из-за этих 7 процентов, игнорируя куда большую цифру?

Кстати, по данным, которые представили в МВД, каждая третья авария совершается с участием новообращенных водителей, но тогда выходит, что остальные две все равно "санкционируются" опытными автомобилистами.

Самое забавное в этой ситуации и то, что глупость нового предложения осознают и профессиональные блюстители порядка. Например, бывший начальник ГАИ России Владимир Федоров недавно поделился с журналистами своим мнением по обозначенному вопросу. И, подобно опрошенным нами экспертам, высказался против возвращения советской практики в первую очередь потому, что проконтролировать, у кого какие права, очень трудно. Ведь для остановки автомобиля и - в нашем случае - проведения "чайной церемонии" дорожный инспектор должен иметь основания. Теперь представьте, едет машина с тремя пассажирами (новичок имеет право везти с собой только одного), но права у водителя на лобовом стекле не висят. Как же должен понять инспектор, что это едет "чайник", а, скажем, не профессиональный бомбила? Ведь при быстрой езде желтый знак новичка мало заметен, да и блюстители порядка смотрят на "морды" проезжающих машин, а отметина устанавливается сзади.

Кстати о количестве пассажиров. Ну ладно, если за рулем машины - студент или холостяк. А если это мама с двумя детьми или молодой отец с женой и ребенком? Их как, по частям до точки везти? В два захода? А если точка - это дача в 100 километрах от Москвы? Или снятая у моря комната? Не проще ли доверить все здравому смыслу? Пусть люди сами решают, с кем им садиться в машину, а кем - нет.

- Если бы я имел какую-то власть в России, я бы первым делом подготовил указ, согласно которому мужчинам за руль можно садиться только после 23, а женщинам, как и сейчас, после 18 лет, - прокомментировал идею МВД инструктор автовождения и руководитель проекта Rulek.ru Руслан Хасянов. - Исключения будут только для семьянинов и оперативников. Причем я могу объяснить, почему именно с 23 лет можно пускать парней за руль: взгляните на статистику - большинство ДТП совершают совсем юные мальчишки. Я уверен, что большинству из них машину купили родители, а не сами они заработали. Между тем на машину нужно именно накапливать деньги, достигать определенной цели, тогда и отношение к автомобилю и к происходящему на дороге будет другое. Отмечу, что только молодая шпана может включить музыку на полную громкость и не слышать сигналы соседних авто. Среди молодых парней куда больше лихачей, которые любят подрезать всех и вся, нарушая ПДД. В общем, причин для такого указа было бы много, но и им бы мы не исправили ситуацию. Сама система обучения водителей и выдачи прав - слишком несовершенна.

По мнению Хасянова, основной проблемой является тот факт, что при сдаче экзамена на водительские права от наших сограждан требуют слишком мало.

- Фактически, - объяснил Руслан Борисович, - нынешний экзамен равносилен собачьему вальсу в качестве экзаменационной работы в консерватории: смешно и глупо, потому что слишком просто.

Хасянов объяснил, что многие водители заучивают все билеты ПДД, даже не понимая, о чем там идет речь. Помимо этого, от водителей на трассе требуют немногого: позволяют останавливать машину на светофоре не на второй передаче, а на четвертой или третьей, разрешают нажимать на педали как бог на душу положит (хотя постоянное неправильное нажатие чревато, например, быстрым износом автомобиля, стиранием сцепления и прочих важных деталей).

Да и сам перечень испытаний невелик - выехал на трассу, один раз развернулся - и все, права в кармане. Конечно, для человека, неделю назад севшего за руль, и это сложно, но люди, которые откатывают по 30 - 50 часов, выполняют упражнения с легкостью. Также автоэксперт напомнил и о том, что медицинскую справку у нас может получить практически любой желающий. Так что и тут систему нужно ужесточить.

Куда радикальней изменить порядок обучения желающих и сдачи экзамена предлагает Виктор Травин:

- В первую очередь нужно упразднить самоподготовку в сдаче на права, - отметил Виктор Николаевич. - Это довольно странно - доверять автомобиль человеку, за которого никто не может поручиться, что он вообще умеет ездить. Также нужно открывать крупные центры автовождения при ГИБДД, где будет работать достаточно подкованная комиссия, как по отбору кандидатов в водители, так и по их аттестации. Я бы и гаишников из системы сдачи на права исключил, ведь за много лет работы они уже не представляют эту процедуру без взяток и договоренностей...

Однако все перечисленные нестыковки, видимо, не смущают авторов поступившего предложения. И, вероятно, они свято верят, что ситуация на дороге улучшится, если ограничить новичков в правах, снять тонировку с автомобиля, запретить всем пользоваться антирадарами, ввести новые права. Все это напоминает недавнюю перековку милиции в полицию: деньги тратятся, а толку - пока не видно. И как после таких новаций уважать наших блюстителей порядка? Вопрос - не риторический...