Сказка о потерянном времени

Несомненно, жизнь, а значит и движение московских автомобилистов отягощено. После даже нескольких дней езды на машине по улицам и магистралям среднего масштаба Москвы создается ощущение, что будто кто-то старается с каждым днем ущемить права и сжать динамику движения московским водителям. Пешеходные зебры размещены в большинстве своем таким образом, что, пропуская избалованного всеобщим вниманием пешехода, корпус Вашего автомобиля остается под угрозой бокового удара на перекрестке. Издевательски часто установлены «лежачие полицейские», что повышает износ при торможении и разгонах Вашего частного автомобиля. Выбоины и трещины в асфальте, острые поперечно торчащие стыки мостов, разбивающие в машине столько узлов и агрегатов, что, перечисляя их, мы утомимся, а приводя в порядок разоримся. Ремонт асфальтового покрытия проводится днем, не ночью. Несмотря на запрет, город забит большими грузовиками-фурами, из-за которых на перекрестах возникают заторы.

И в это и без того нединамичное и плохо организованное движение с плохим обустройством улиц («лежачие полицейские», дыры в асфальте), в летний сезон вносят дополнительные моменты напряженности для автовладельцев и автоводителей, люди на скутерах и велосипедах. Да что велосипеды, того и гляди с тротуара выскочит самокат на котором рьяно отталкиваясь одной ногой несется взрослый человек.

Игрушки становятся серьезными предметами, а серьезные материи могут превратиться в никчемность. Сегодня мало кто читает книги и посещает картинные галереи. Еще меньше и реже книги и картины стали покупать. Зато улицы Москвы наполняются самокатами. И если бы в 1985-ом году папа мальчика из 3 «А», приехал бы встречать ребенка в школу на самокате, то последовала бы незамедлительная реакция учителей как минимум на уровне директора школы, по вопросу благополучия данной семьи и состояния здоровья родителей. В 20-ом столетии взрослый человек на самокате на улицах Москвы появиться не мог, это было совсем не принято и стыдно. Самокат являлся категорически детской игрушкой. Никто и не знал, что спустя 30 лет взрослый дядя взойдет на самокат, как несвоевременно постаревший мальчик из Сказки о Потерянном Времени.

В продолжение темы материал специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина "Автомобилистов, что не пересели на велосипеды, пересадят на самокаты?"

Автомобилистов, что не пересели на велосипеды, пересадят на самокаты?

Никиты Митрохин

Глава комиссии Мосгордумы по законодательству, регламенту, правилам и процедурам Александр Семенников выступил с предложением организовать в Москве аренду не только велосипедов, но и самокатов. Мы задались вопросом о целесообразности траты народных денег на подобные инициативы.

Реакция Департамента транспорта на предложение уже известна: "Возможно, самокаты стоит развивать как альтернативный вид транспорта, - заявила замруководителя департамента Алина Бисембаева. - Может быть, имеет смысл начать смотреть, как это работает в парках, в досуговых зонах. Пока планов на развитие этого транспорта нет. То есть, сказать, что у нас есть готовый план и мы сейчас начнем развивать самокаты, я не могу. Пока таких идей нам в голову не приходило, мы активно развиваем именно велотранспорт. С учетом того опыта, который есть в европейских городах, велосипед становится огромной неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры, а самокат, по-моему, больше досуговая история".

Примечательно, что назвать в столице велосипеды неотъемлемой частью транспортной инфраструктуры все-таки в здравом уме и твердой памяти нельзя. Да, за прошлый год, по официальным данным, 64 тысячи человек брали их в аренду, а в этом году столичные власти намерены увеличить число велопрокатчиков до 100 тысяч человек. Но... видели ли вы когда-нибудь, уважаемый читатель, серьезного дяденьку в костюме и с портфелем, который ехал бы на велосипеде - в мэрию, в Думу, в офис где-нибудь в районе "Москва-Сити"? И не по случаю разовой акции типа "На работу - на велосипеде", а ежедневно? А много таких дяденек видели? Вот то-то и оно. И причина отнюдь не в отсутствии рекламы подобного вида передвижения. А в неудобной инфраструктуре - ну не приспособлена Москва для массового перемещения по ней на велосипедах, даже несмотря на появляющиеся время от времени велодорожки.

Так стоит ли еще и городить огород, выделяя бюджетные средства на создание пунктов проката самокатов? Кстати, о бюджетных средствах. Согласно данным Фонда борьбы с коррупцией, всего на создание индустрии велопроката выделено 1,05 миллиарда рублей, которые будут расходоваться до 2018 года. А каждый велосипед при таком раскладе обойдется в 233333 рубля. Причем фонду так и не удалось выяснить, куда же уходят деньги, которые москвичи платят за аренду велосипедов.

- Я люблю ездить на велосипедах, но, по правде говоря, с начала поддержки велосипедистов столичными властями отношение окружающих к нам резко ухудшилось, - поделилась с "МП" Марина Куйбышева, аспирант и читательница нашей газеты. - Если в 2009 году я спокойно ездила на велосипеде из общежития в институт, то теперь назвать езду спокойной никак не получается. Массовая агитация в пользу двухколесного транспорта привела к тому, что в ряды велосипедистов хлынул целый вал "чайников": ПДД таким людям не писаны, ведут они себя часто по-хамски и ездить правильно, никому не мешая, не умеют. В результате теперь, когда едешь по краю проезжей части, все время слышишь в спину сигналы автомобилистов, некоторые даже что-то из окон выкидывают назло тебе. И я их понимаю: их достали такие вот велосипедисты. Пешеходы же, когда пытаешься их объехать, могут и послать нецензурно, а заодно потребовать: раз на данном тротуаре нет велодорожки - слезай с велика и иди в общем потоке. А что будет, когда к нам добавятся еще и самокатчики?

Читательница поделилась с "МП" своими наблюдениями и как автомобилист. Так, она рассказала, что, двигаясь по дублеру Ленинградского проспекта (стандартный путь на работу и с работы), часто замечает, как велосипедисты создают аварийные ситуации. Так как на дублере все выезды на другие трассы расположены с правой стороны (там как раз и перемещаются велосипедисты), машины не могут сразу въехать в нужный "карман" из-за двухколесных, не понимающих, что они мешают движению.

Именно такие неграмотные с точки зрения ПДД люди и испортили имидж велосипедистов, когда массово кинулись колесить там и сям на арендованных и личных великах.

Другой читатель "МП", Антон Лучинский рассказал, что его очень огорчает наличие высоких бордюров в столице.

- У нас долгое время говорили о безбарьерной среде, что было необходимо для инвалидов, - рассказал Лучинский. - Увы, но в реальности этой среды повсеместно нет. А пригодилась бы она не только инвалидам, но и велосипедистам. Каждый раз, когда я на велике, то и дело приходится подскакивать, чтобы взобраться на бордюр. А в некоторых местах на тротуарах они расположены так часто, что проще слезть с велосипеда, чем скакать через них постоянно. Да и полноценную сеть велодорожек, как в хваленом Амстердаме, у нас вряд ли создашь: слишком узкие тротуары и улицы, особенно в центре - часто не то что велосипедистам, пешеходам не всегда можно пройти.

При пользовании пунктами велопроката, украшенными брендами "Банка Москвы" и "Сбербанка", читатель тоже заметил интересную особенность. Как известно, первые полчаса на прокатном велике можно кататься бесплатно, но доехать от одного пункта велопроката до другого той же марки за полчаса невозможно. То есть бесплатно по факту покататься не получится, да и сдать велосипед, устав от езды, тоже не удастся - нужно будет искать пункт, принадлежащий тому банку, у которого был арендован велосипед изначально.

- Нужно отметить, что идея с велосипедистами провалилась, - заключил в беседе с "МП" ведущий эксперт в области законодательства о безопасности дорожного движения Виктор Травин. - У нас не пересели люди с машин на велосипеды. Не пересели массово и с автобусов. Так с чего кто-то решил, что на самокаты пересядут?

Также отметим, что, исходя из опыта с велоарендой, закупают у нас для дачи населению в "лизинг" не самый лучший товар. Брали велосипеды в аренду и журналисты "МП". Увы, но городские власти предлагают для использования не лучшую технику: она тяжелая, с плохо смазанными цепями, не слишком маневренная. Интересно, самокаты будут такого же пошиба?

- Повадки велосипедов мы все знаем, и опытные автомобилисты прекрасно понимают, как поведет себя велосипед, подскочив на яме или стыке моста, как быстро он может затормозить, что велосипедист видит во время езды, - поделился с "МП" независимый эксперт в области транспортного развития и автовождения Руслан Хасянов. - Часто автомобилисты предпочитают огибать велосипедистов, дабы не оказаться за решеткой, а, огибая, выскакивать в соседний ряд, создавая порой аварийную ситуацию. Я думаю, город обязан делать движение комфортным и удобным для всех участников вождения. Пока же происходит накал обстановки: нервные автолюбители, раздраженные пешеходы и лавирующие между ними велосипедисты. Думаю, в такой ситуации нужно не создавать новых участников движения в виде арендаторов самокатов, а хотя бы нормализовать инфраструктуру под уже имеющихся.

Кадры взяты из фильма-экранизации сказки Евгения Шварца "Сказка о потерянном времени". Режиссер Александр Птушко