Эх! Карельские дороги

Внимание!
Материал представленный на сайте rulek.ru эксклюзивный.
Использование материала только с разрешения автора сайта и активная ссылка на сайт обязательна!

Машина Сортовалла, дальше Ихала-Ихала,
а потом как Куриекки-Лахденпохья-Лумиваара
и Хухтерву по самую Аккахарью и все Куянсуо.
Вечером немного Алхо и с утра домой.

Шутка. На самом деле все было не так, но сути это не меняет.
Владимир Кабанов о ралли «Лахденпохья 2007».

Да все было не так, хотя ралли «Яккима-2011» проходило на тех же дорогах что и гонка 2007 года. В тот год Ситроен, под управлением Алексея Каткова и штурмана Валерия Парфенюка, вашего покорного слуги, вылетел с трамплина мимо дороги, у Владимира Кабанова были проблемы с перегревом двигателя (технический сход). Алексей Ковальчук финишировал третьим в группе А-6. Сергей Сударев в той гонке не принимал участие. С тех пор многое изменилось, я ассистирую Владимиру Демину, Владимир Кабанов в прошлом году выиграл кубок Renault Logan Cup, Сергей Сударев и Алексей Ковальчук всегда были быстрыми пилотами и достойными соперниками. Теперь этих сильных пилотов объединяет одно - Renault Elf Logan Cup 2011г. Один из этапов которого прошел пятого марта на неповторимых Карельских дорогах, ралли «Яккима 2011».

02.03.11. Трасса М-10 встретила нас вереницей грузовиков, грязью и разбитой дорогой. Все время создавалось впечатление, что двигаешься не по трассе связывающей две столицы, а по дороге жизни, которую непрерывно бомбят. Наверное, так и есть, судя по развороченным фурам, разбросанным по кюветам автомобилям и страшным авариям с человеческими смертями. Бог миловал, и мы преодолели дорогу до Питера без особых проблем. Дальше, выезд на КАД, и далее на Карелию, оставляя Санкт-Петербург в стороне от нашего маршрута.

Шоссе после Приозерска сужается и начинает прихотливо изгибаться во всех направлениях. Масса закрытых поворотов и сплошных там, где можно было бы обогнать тихохода. Отъехав от Приозерска километров тридцать, начинают попадаться финские названия населенных пунктов и рек, внезапно выскакивающие из-за поворотов, горок и холмов. «Хийтола», «Мустала», «Куркиеки» что с финского переводится в такое красивое название как «Журавлиная река». Это уже Карелия, и мы скоро будем на месте, наша цель - Лахденпохья. Ралли, проводимые вблизи Лахденпохьи, всегда было и будет популярно. Из года в год все больше раллистов приезжает в этот край бросить вызов извилистым, быстрым, ровным и чаще всего широким скоростным участкам.

Ну, вот мы приехали. Этот красивый и спокойный провинциальный городок расположился в глубине одного из заливов Ладожского озера, откуда и следует его название. В воздухе дух чего-то незаметного еле уловимого, слегка приправленного дымком печных труб. Чистый воздух – вот это что. То чего нам так не хватает в наших шумных и чадящих мегаполисах. Описывать красоту Карельского края нет необходимости. Скалы, сосны, реки и озера оставляют незабываемое впечатление на всех, кто когда – либо здесь побывал.

03.03.11. Сегодня официальная тренировка. Есть возможность, настроить автомобиль, «попробовать» дорогу, да и самим, как говорят, раскатится. После записи пяти отведенных километров и смены гражданских колес на боевые начинаем тесты. Чтобы понять собственное время и скорость на гонке берем за основу первые три тестовых проезда, время 3:15”сек расходиться до двадцати сотых, средняя скорость 92,3 км/ч. Теперь можно попробовать изменить один параметр, выбираем подвеску. Механики нашей команды Drivetech быстро вносят поправки, и мы снова стартуем. Когда ездишь по одной и той же дороге, ты ее начинаешь запоминать, и тут самое главное чтобы пилот не пытался запомнить дорогу, а стремился ехать по стенограмме. Это даст ему возможность настроиться и ехать на слух. Время 3:13”21 сек, уже хорошо, возвращаемся, на ходу обсуждая полученные изменения. Принимаем решение остудить покрышки и поехать на холодных. Можно попить чаю и пообщаться. От механиков узнаем что Владимир Кабанов, в одном из быстрых поворотов, сделал «уши», машина разбита, но слава богу что экипаж жив и не получил травм. Остается, надеется, что машину успеют восстановить к гонке, не хочется терять сильного соперника. (Это происшествие впоследствии сказалось на времени прохождения ими СУ-1(спецучасток)) А мы продолжаем атаковать эти коварные пять километров. Время 3:12”32 сек, но в некоторых поворотах машина ведет себя нервно и неустойчиво. По дороге к старту пытаемся понять, что не так, решаем изменить давление в колесах. После обсуждения нашей задумки с главным механиком команды и внесения изменений стартуем. Без перерывов делаем три заезда, проезжая мимо механиков Вова каждый раз поднимает большой палец, все хорошо. Время стабильно, среднее 3:11”45сек, средняя скорость чуть больше 94 км/ч., машина послушна. Все тесты заканчиваем, работа сделана, можно отдыхать.

04.03.11. Ну, вот и день записи дороги, технических и административных проверок. К девяти утра уже стоим на старте Су-3, решили записать сначала самые длинные, а потом два коротких спецучастка. Перед нами 176 километров извилистых карельских дорог, которые надо успеть проехать три раза, из них 90 километров под запись. Подъезжаем к судейскому пункту, получаем отметку, и началось 300 Пр1через 2 брова длинный в конце 1круто через трамплин 70 Пр1 на трамплин в Лв3-2 длинный 20 трамплин в Лв1 20 Лв3 круто 70 Лв2 через трамплин на Пр 1-2 через трамплин плюс два через полет 50 Пр 1 круто 70. Пишем достаточно бодро, на скорости легче дорога ложится на бумагу. Я не поднимаю глаза на дорогу, некогда, главное ничего не упустить. Приходится писать один поворот, в голове уже второй и слышу третий. Пару раз притормаживаю пилота, не успеваю, записал, едем дальше. И так весь первый проезд, второй уже легче, успеваю посмотреть, где всё-таки едем, и внести в стенограмму привязки к местности. Заканчиваем примерно в три часа дня, надо еще успеть на тех. инспекцию. Для нас этот день закончился, часов в 10 вечера узнаем свое время старта и…..

05.03.11. Шесть часов утра, не спится. Радуюсь пасмурной погоде за окном, идет еле заметный снежок. Низкое зимнее солнце не будет слепить глаза во время гонки. Беру стенограмму и начинаю листать, пристально вглядываясь в каждый символ, шепчу связки поворотов. Открывается дверь, на пороге Владимир просит стенограмму, все в порядке, начался предстартовый мандраж. Он прекратится, как только оденем шлемы и включим переговорное устройство. Вовка уходит к себе, а я поднимаюсь, делаю зарядку и принимаю душ. Дальше иду на кухню, буду готовить завтрак себе и пилоту. «Пилот должен быть сыт, и содержаться в тепле» - так гласит раллийная мудрость.

День гонки, день выдержки и самообладания. Сегодня решится, кто будет быстрее на этих закрученных в петлю Мебиуса дорогах. Наша минута, поехали.

Первая секция короткая, два спецучастка по 6 км. Первый «7 Хуторов». Все наши соперники стартуют перед нами, это дает нам небольшое тактическое преимущество, мы будем знать их времена. Секундная стрелка неумолимо стремится к цифре 12, блинкер меняется с красного на зеленый вместе с рывком автомобиля. По бокам замелькали сосны, постоянно кидает то влево, то вправо, то вверх, то вниз. Трамплин 150 Лв5 70 Пр3 на полет в Лв0 сто. Ремни впиваются в плечи, тут же получаю тычок в правый бок, затем в левый и небольшой отрыв, который и полетом назвать сложно. Ближе к финишу очень узкий и техничный кусок дороги, повороты практически одинаковые по крутизне, но разные по профилю, такие дороги нам нравятся. Пр4 круто Лв5 через финиш. Первый «доп» позади, получаем отметку в корнете, и смотрим времена соперников. Одну десятую секунды проиграли Сергею Судареву, у Алексея Ковальчука выиграли две, а у Владимира Кабанова семь с половиной секунд. Начало хорошее, но впереди еще вся гонка. Второй спецучасток совсем рядом, все очень компактно по времени. Су-2 «Харвиа» широкий и скоростной, на нем нет крутых поворотов. Обычно на таких спецучастках лучшие гонщики страны показывают среднюю скорость далеко за 130 км/ч, а по правилам безопасности она не должна выходить за этот предел. Поэтому организаторы чтобы снизить скорость устанавливают ретардеры или уводят канал на узенькие закрученные дорожки. На этом спецучастке есть такое место, оно проходит через полигон бытовых отходов. Примечательно что «бомжи», греющееся у костров, не прочь посмотреть и поболеть за экипажи стремящееся пробиться через горы мусора. Как раз один из таких болельщиков машет нам руками и складывает руки в крест, впереди что-то случилось. Снижаем скорость, за поворотом колонна из четырех машин стартовавших перед нами. Авария, у одного из автомобилей оторвало колесо, болельщики помогают убрать машину с дороги. Проезд свободен, так гуськом и едем до финиша, нам всем будет назначено одинаковое время прохождения СУ-2. Первая секция не смогла внести существенные корректировки в расстановку наших сил. Четыре экипажа, лидеры Renault Elf Logan Cup, уйдут на вторую секцию с минимальными разрывами по времени.

На сервисе, пока механики обслуживают автомобиль, пишем заявление, объясняя причины остановки на спецучастке. Три раза переписываю, наконец, получилось произведение искусства. Минут пять гоняюсь по всему сервис-парку за офицером по связи с участниками, оказалось все проще есть телефон, позвони, и к тебе подойдут. Очень редко приходится заниматься такими вещами, не хватает практики. За обедом и разговорами в зоне Renault Elf Logan Cup незаметно пролетает время, кто-то из штурманов дергает своего пилота за рукав и кивает головой в сторону, нас остается на один экипаж меньше. Но через минуту и мы уже одеваем шлемы и садимся в машину, короткая дозаправка на выезде из сервис-парка и снова зашумели шипами колеса, увозя нас на замысловатые Карельские дороги.

Вторая секция состояла из трех спецучастков «Аккахарью», «Вялимяки» и одного из лучших и сложных спецучастков Карельских гонок «Лумиваара» протяженностью двадцать один километр. Всего нам предстояло преодолеть сорок, сорок неповторимых километров. На «Аккахарью» показываем хорошую скорость, уступаем две секунды только Алексею Ковальчуку. У Кабанова выигрываем две, у Сударева семь. На «Вялимяки» выстреливает Сударев за ним Ковальчук и Кабанов. Мы как говорят… проиграли всем нашим оппонентам. Впереди «Лумиваара». Стартовые часы стоят так, что мне не видно секундной стрелки, пытаюсь вывернуться, чтобы хоть как-то увидеть и не прозевать момент старта. Машина срывается с места, замечаю краем глаза, что блинкер зеленый значит все в порядке. Начало спецучастка довольно быстрое, дающее возможность набрать максимальную скорость, но вскоре это заканчивается тремя перегибами дороги, за которыми сразу левый крутой поворот. В таких местах обычно пишут «открывается», но в этот раз поворот открылся слишком быстро. Владимир начинает тормозить, расстояние тает на глазах, скорость нет, машину выставляет правым бортом, перебрасывает на левый борт, сметаем передним бампером хороший кусок снега из апекса поворота. Я – безмолвный свидетель этого действия, жду, чем все это закончится. Вова возвращает машину на дорогу, и я выдыхаю: сто пятьдесят, это расстояние, за мастерство пилота я выпью потом. Повороты летят один за другим, с подбросами, трамплинами, бровами, еле успеваю читать. Горло пересыхает, перед глазами строчка: Внимание 30 Пр2 круто на трамплин справа 40 Пр5 с дороги узко, переворачиваю страницу, на бров 40 трамплин в Пр0 30 ПР3 70. Это на въезде в Лумиваару, позади двенадцать километров, осталось девять. Машину швыряет так, что строчки прыгают перед глазами. Господи! Что я здесь делаю? Просто, это моя работа. Проносимся через поселок, зрителей немного, рабочий день. Дальше немного легче, последние шесть километров это Су-2 «Харвиа», только без заезда на помойку, мчим уже по накатанному, все финиш. Горло пересохло и болит, получаем отметку на финише. Кабанову проиграли шесть десятых секунды, у Сударева выиграли одну, Ковальчук сход. Пока Владимир рулит на сервис, складываю результаты. О боже, три экипажа Logan Cup уложились в три десятых секунды, по сути, гонка еще и не начиналась. Все разборки откладываются на третью секцию, которая в точности повторит вторую. Досадно, что Леша Ковальчук вылетел с трассы, на тот момент он ехал быстрее нас всех троих.

Впереди короткий сервис, и снова на трассу. Ставим новые передние колеса, просим механиков поднять давление. Быстро прикидываю минимальный запас топлива, лишь бы хватило до финиша гонки. Каждые десять лишних килограмм на борту, это одна десятая с километра дороги. Все, пора собираться, одеваем шлемы, затягиваем ремни, поехали.

«Аккахарью-2» уступаем Кабанову две с половиной секунды, у Сударева выигрываем одну десятую, других соперников больше нет. «Вялимяки-2» улучшаем время на две секунды, но этого недостаточно, Кабанов на две секунды впереди, Сударев опять ушел в отрыв на шесть секунд. Пока ничего страшного, стабильно идем на второе место, но и до первого не так далеко. Так уж сложилось, что в Renault Elf Logan Cup все решают последние метры дистанции, но в этот раз просто невероятно плотная борьба. «Лумиваара-2», стартуем. Левый поворот, в котором нас крутило проходим чисто. Стенограмма хорошая, ложится на два поворота впереди пилота. Но есть одна проблема, проехавшие, перед нами экипажи колесами раскопали колею до гравия, в поворотах резина начинает визжать, шипам не за что зацепиться. Владимир с трудом удерживает машину на траектории. Лв2 через полет на Лв2 в конце 2 через трамплин 70 Пр0 через трамплин в конце2 сто. Мотор натужно ревет, чувствую, теряем мощность, но сейчас не до этого, до финиша три километра. Горло не выдерживает, начинаю хрипеть: Пр0 через бров 40 Пр3 через бров 200, осаживай финиш. Жмем друг другу руки, хорошая работа. Подъезжаем к судейскому пункту, и надежды на первое место превращаются в облака. Сергей Сударев опередил нас на двенадцать секунд, молодец, снимаю перед ним шляпу. Владимир Кабанов за нами в пяти драгоценных секундах. Мы вторые, как говорят «первые из проигравших». Так оно и получилось, только на награждении мы узнали, что на СУ-5 у нас всё-таки был фальстарт, и второе место тут же превратилось в третье. Отличная гонка, великолепная борьба с соперниками всегда будет лучше кубка за призовое место, и какая разница второй ты или третий, надо идти дальше и учится побеждать.

Ну а вечером немного «Алхо» и с утра домой.
Валерий Парфенюк. март 2011г.