Я ❤ ГАИ

Лето. Июль. 5 утра. Глубинка России-Матушки. Низкий густой туман стелился по лугам и просекам, скрывая нижнюю часть деревьев. Скорость 80 км/ч и из приоткрытого водительского окна в салон входила прохлада, наполненная неповторимым запахом кошеной травы и леса. Туман настолько густой, что от него намокали бортовые зеркала, по капоту влага поднималась каплями от ветра.

Перекрёсток со знаком «Уступите дорогу». Из высокой травы на обочине неожиданно появился молодой инспектор ДПС. Жезл указывал остановиться. По тем времена с собой необходимо было возить талончик технического осмотра машины, которого с собой не было. «Пройдёмте в машину, составим протокол",- настоял инспектор. Мы вместе перешли тихую узкую местную трассу, и взору предстала почти спрятанная в высокой траве по обочине милицейская машина, запотевшая от тумана. В машине сидел второй инспектор, тоже очень молодой. Что-то ощущалось непривычное. И стало ясно, что данная встреча приятна. Приятна от аккуратности и подтянутости молодых сотрудников ДПС. Аккуратные стрижки, предельно чистые рубашки, начищенные до блеска милицейские ботинки и запах лучших лосьонов из местного сельпо. Инспекторы заполняли бланк протокола о нарушении - отсутствия талона техосмотра - с такой сосредоточенностью и ответственностью, будто это бланк бюджета страны на следующий год. Чувствовался ответственный и высокий уровень подхода к делу, добросовестность исходила от молодых ребят. В ходе диалога в их речи наблюдался местный диалект, и это ещё больше умиляло и располагало к общению.

Как редко сегодня можно увидеть инспекторов ДПС на улицах Москвы. Их становится все меньше и меньше. А ведь только живой инспектор, а вовсе не электронный светофор способен разгрузить "забившийся" перекрёсток, подсказать, где находится нужная улица и даже оттолкнуть машину в сторону, если та сломалась. Исчезли с улиц Москвы круглые кабины-стаканы с инспекторами, которые следили за ситуацией на перекрёстках проезжих частей и помогали водителям во внештатных ситуациях. К Вашему вниманию материал о замене автомобильных документов корреспондента "Московской Правды" Романа Королева.

РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛИСТОВ ПЕРЕВЕДУТ "НА ЦИФРУ"

Роман КОРОЛЕВ.

В прошлое уходят бумажные паспорта транспортного средства: их заменят электронные пластиковые карты. А водительское удостоверение в случае утраты или по окончании срока действия уже с 1 ноября можно будет получить в многофункциональных центрах госуслуг.

Казалось бы, и то, и другое делается для удобства простых россиян, но автомобильные эксперты и простые автолюбители, как выяснила «МП», оценивают нововведения скептически.

Замена водительских прав сейчас возможна только в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД. Там же выдают и международные водительские права. Обе услуги пользуются огромной популярностью у россиян. В 2015 году за получением водительских прав в связи с их утратой или необходимостью замены только в Москве к ним обратились 261000 водителей. Еще 78000 человек пришли за международным водительским удостоверением. ГИБДД в последние годы активно борется с очередями: в 2013-м существенно упростили процедуру постановки автомобилей на учет, в 2015-м перестали требовать от граждан медицинские справки при получении нового удостоверения взамен испорченного, утерянного или украденного. Чтобы еще сильнее разгрузить сотрудников ГИБДД, Минэкономразвития разработало и передало на рассмотрение правительства проект постановления о передаче процедуры замены в МФЦ.

Помимо замены водительских прав в проекте постановления рекомендуется передать в МФЦ еще 94 вида услуг: например, прием заявлений о доставке пенсии, назначение пособия по беременности, содействие занятости безработных граждан и т. д. Благодаря появлению МФЦ, очереди за получением государственных услуг в столице значительно сократились, не вернутся ли они вновь с появлением у этих организаций новых полномочий, пока неизвестно.

— Я думаю, что это в корне неверно, — высказал «МП» свою точку зрения независимый автомобильный эксперт Руслан Хасянов. – Водительские удостоверения — не специфика МФЦ, у этих организаций другие заботы и полномочия. Это создает возможность для нарушений, просматривается вероятность коррупции. Я не вижу смысла разгружать ГИБДД, потому что это ведомство и так, на мой взгляд, слишком сильно разгрузили. Иногда кажется, что работникам этой организации и вовсе нечем заняться. Вместо постовых у нас сейчас установлены видеокамеры, вместо уличной регулировки – электронные светофоры, вместо патрульных автомобилей за порядком на дорогах следят зеленые машинки Центра организации дорожного движения правительства Москвы. От техосмотра ГИБДД тоже по большей части освободили – теперь его можно пройти в лицензированных автосервисах. Обязанности ГИБДД уменьшаются с каждым годом, и выглядит это со стороны очень странно. Как мне кажется, надо не сокращать полномочия этой структуры, а, наоборот, добавить ей новые: например, вернуть уличных регулировщиков дорожного движения, отсутствие которых является одной из главных причин огромных пробок на улицах столицы.

Если передача замены водительских прав в МФЦ – дело еще не решенное, то переход на электронные паспорта транспортных средств начнется уже с 1 июля этого года. К 1 июля 2017 года «переход на цифру» должен быть полностью завершен. По словам начальника отдела акционерного общества «Электронный паспорт» — администратора системы электронных ПТС Бориса Ионова, до января следующего года система будет работать в режиме опытной эксплуатации. В ближайшие месяцы доступ к электронной системе получат крупнейшие автопроизводители – они смогут в ней поработать и передать разработчикам замечания и пожелания. С 1 января доступ к системе получат все участники авторынка. Сначала они будут оформлять электронные паспорта на одну из моделей, чтобы потренироваться, затем отработают схему и перейдут на другие, а бумажные ПТС постепенно выйдут из оборота. Что же касается таможенников, налоговой службы и Госавтоинспекции, то они обязаны будут вести всю документацию в электронном виде с момента регистрации в ней первого ПТС. Бумажные документы с этого момента больше не должны оформляться в принципе, и это касается не только России, но и всех стран Евразийского экономического союза. Новая система как раз должна упростить на территории ЕАЭС процедуру купли-продажи автомобилей, их перемещение и создать единую базу данных транспортных средств. Простых автовладельцев не будут насильно заставлять менять бумажный паспорт на электронный, нововведение коснется только покупаемых машин. Со старым документом можно будет продолжать ездить сколько угодно и даже оставить его себе на память, но как только электронная карта будет оформлена, ее бумажный эквивалент утратит силу.

— Эту инициативу я полностью приветствую, — отметил Руслан Хасянов. — Посудите сами: бумажные документы легко испортить, их можно уронить в воду или жидкую грязь, а потом придется восстанавливать. С пластиковой карточкой на этот счет можно быть спокойным. Электронные документы легче подлежат анализу, у них есть номер – как у банковской карты, что значительно упрощает документооборот.

Увы, практика показывает, что с переходом на электронный документооборот в нашей стране все обычно оказывается далеко не так гладко, как обещают чиновники и разработчики. В апреле «МП» писала о том, как после внедрения электронной системы ЕГАИС, в которой обязаны регистрироваться все магазины, торгующие алкоголем, из-за многочисленных сбоев под угрозой оказалась продажа спиртного, а затраты на ее внедрение оказались для многих предпринимателей неподъемными. Не хотелось бы, чтобы переход на электронные ПТС аналогичным образом парализовал российский автомобильный рынок, а такую возможность полностью исключать, увы, нельзя.

— Переход с бумажных документов на электронные всегда сопряжен с трудностями, — поделился с «МП» опасениями водитель с 20-летним стажем Иван Герасимов. – Не всегда есть соответствующий носитель, чтобы проверить документ, не всегда удается установить связь: доступ к интернету в нашей стране, к сожалению, еще не является повсеместным. С другой стороны, все электронные базы данных подвержены хакерским атакам и действию вирусов. Только-только мы победили систему, когда все базы номеров машин и данные автовладельцев были доступны на любом радиорынке. Кто может дать гарантию, что после перевода в электронный вид все ПТС точно так же не появятся в продаже на Савеловском или Горбушке? Лично я не хочу создавать источник дохода для людей, которые этими базами торгуют. Особенно беспокоит то, что в электронные ПТС собираются вносить конфиденциальные данные владельца – например, не находится ли машина в кредите или в залоге.