Истина где-то рядом

Японская пословица гласит: «Прошлого уже нет, а будущего может не быть». Человек живет настоящим. У человека есть память, опыт, у молодых людей, людей-автомобилистов опыта нет. Его заменяют интернет, рассказы бывалых, учения профессионалов. Хотя последних становится все меньше, а их опыт уже не столь отличим от общего мнения частных пользователей авто. Люди стесняются говорить то, о чем говорить не принято в нашем уже буржуазном обществе. Так вот, сдать настоящий экзамен по вождению сегодня в России еще не значит быть готовым сесть за руль и приступить к эксплуатации автомобиля. По сдачи экзамена в ГАИ необходимо дальнейшее развитие, работа над корректностью в управлении машиной, а далее необходима стажировка. В чем отличие процесса обучения от стажировки? Стажировка – это полное пользование автомашиной с выполнением транспортных задач, с временным присутствием рядом профессионала. Заметьте, профессионала, а не мужа или брата, которые якобы опытные. Опытные они в своих офисах сотрудники, но они не шоферы. Иметь давно машину, много ездить – еще не профессионализм. Аналогично, как снять километры видеосъемки – еще не значит стать телеоператором. Автоводитель, он же шофер, - это профессия, которой нужно учиться, и нет предела совершенству. К сожалению, в наше время профессиональным шоферам также свойственно утаивать многие моменты истины. Некоему папе – шоферу неудобно будет сказать родной дочери: «Не покупай автомат – это не машина», ведь это не модно, да и дочь, рассказав у себя в офисе про советы отца, опозорит его. А профессиональный шофер Алексей не признается семье Лавровых, что их выбор купленной машины не верен. «Она тяжелая, плохой обзор», - он не произнесет этих слов, неправильно поймут. А кто осмелится критиковать великие бренды? Никто не догадывается, что передача следующим поколениям конструкторского ремесла падает в качестве, как и само обучение западных конструкторов. Бензобак под днищем, маленькие боковые стекла, отсутствие буксирного ушка, а еще хуже - запасного колеса, низкий клиренс, длинные свесы кузова, а главное – лишение автомобиля заднего обзора! Все это наводит на мысль об увядании мирового таланта автоконструкторов.

Внимание! Первое, при получении водительского удостоверения проходите стажировку в эксплуатации машины с профессиональным преподавателем автовождения. Второе, при покупке автомобиля, даже волнуясь, не поддавайтесь напору менеджера, переубеждающего Вас, взять машину с автоматом. Помните - дорогую малополезную вещь надо продать. Четко достигайте цели в автосалоне. Улыбчивый малый «несёт» чушь.

Уважаемый читатель, Rulek предостерегает!

При запланированной, либо внезапной остановке на трассе полностью остановите машины у края асфальтового покрытия, ни в коем случае не довершайте торможение, направив правый борт автомобиля на грунт, либо на траву. Трава может оказаться высокой, растущей из глубокой канавы, а грунт может оказаться скользким даже в очень жаркую погоду. Мы живем в резких климатических условиях. Идя по трассе, вы можете не знать, что над данным участком дороги только что прошел дождевой фронт. Асфальт уже высохнет, а грунт останется скользким. Абсолютно остановите автомобиль и только после полной остановки правый борт автомашины возможно завести на грунт. А если Вы владелец автоматической трансмиссии, то это делать необязательно, есть вероятность того, что с мокрого грунта автомат не вернется на асфальт. Оставьте на асфальте машину с автоматом. Семью лучше высадить, даже если в туалет нужно только одному. Высаживайте своих пассажиров через правую заднюю дверь автомашины. Высадка пассажиров необходима по опасной вероятности наезда на Вашу машину других транспортных средств. Ну, а лучше всего пользуйтесь карманами на трассе, поворотами на поселки и деревни. Свернув с трассы на прилегающую грунтовую дорогу, высаживать дорогих Вам пассажиров по Вашей же нужде совсем необязательно. Разверните машину передом на трассу для облегчения экстренного старта в случае необходимости.

Читайте статью специального корреспондента газеты
«Московская Правда» НИКИТЫ МИТРОХИНА «Берегись в автомобиле».

Берегись в автомобиле

Как корреспондент "МП" азы контраварийного вождения постигал

Никита МИТРОХИН

Аккурат 9 мая, возвращаясь с дачи, я попал в аварию, причем такую, что были все шансы отправиться на тот свет. После этого появилось жгучее желание судьбу не испытывать и поучиться экстремальному вождению.

Сразу оговорюсь: никто не пострадал, разве что все ушибы получили. За рулем сидел не я, а потому ситуацию рассказать могу лишь с позиции пассажира.

В общем, ехали два автомобиля по асфальтированной, но все же проселочной дороге. Машина впереди - внедорожник с постоянным полным приводом, машина позади - переднеприводный корейский седан. Я сидел в седане, который то отрывался от внедорожника, то нагонял его вновь. И вот - поворот в 20 градусов, правое колесо на песочной обочине, машину начинает крутить, и спустя несколько секунд все осознают, что нам крупно повезло. Повезло нам потому, что чуть правее от автомобиля находилось дерево, а чуть левее - глубокая канава, в которой машина бы перевернулась и непременно ударилась о камни. Так что мы выжили и почти не пострадали - это была хорошая новость. Плохая новость: автомобиль не заводится, он улетел в кювет, который ниже проезжей части на три с лишним метра, три колеса пробиты.

В общем, спустя три часа мы все ехали домой, вспоминали происшедшее даже с некоторым юмором, учитывая реакцию проезжих гаишников и просто автомобилистов (к слову, все оказались крайне неотзывчивыми, лишь один старичок на "Ниве" остановился и поинтересовался, не нужна ли помощь). И хотя за рулем был не я, повод задуматься о контраварийном вождении появился. Все же вел машину мой сверстник, с которым мы примерно одновременно сдавали на права.

После праздников я созвонился со своим давним приятелем и постоянным экспертом "МП" - инструктором автовождения, руководителем проекта "Рулек" Русланом Хасяновым и попросил пару уроков по экстремальной езде. На что автоэксперт сразу же ответил, что учить контраварийному вождению нужно с самого начала, а не отдельным курсом.

- Не может быть просто вождения, - пояснил Руслан Борисович. - Любое вождение - экстремальное, и человек должен понимать, что, садясь за руль, не имеет права на ошибку. В любой момент могут упасть на крышу оборвавшиеся провода линии электропередачи, из кустов может выскочить собака или человек, а из проезжающего поезда кто-то может выкинуть бутылку, которая попадет водителю в лобовое стекло. Поэтому я уже давно настаиваю на советской практике: учить людей в автошколе два года. Тогда и аварий будет в разы меньше, и покупка прав будет по определению не нужна, ведь люди честно научатся водить машины.

Как только мы сели за руль, началось это давнее и забытое с автошколы: "подгоните под себя сиденье, левая нога выжимает сцепление, правая на тормозе". Первые задания - тоже из серии "Привет, первый класс": я проезжал змейку, стараясь не задеть столбики, въезжал на эстакаду и слушал долгую и сложную теорию о том, когда нужно работать рулем быстро, а когда - медленно. Что касается последнего, то тут все оказалось сложнее, чем на первый взгляд. Все мы привыкли, что руль нужно крутить по уму. Вот только, даже судя по "Хронике ЧП" нашей газеты, не всем ума хватает поворачивать так, чтобы не перевернуться. В общем, пришлось тренироваться входить в резкие повороты, разными способами держа и с разной интенсивностью крутя баранку. После шести часов практики общий принцип стал более-менее понятен.

Оказалось, что лучше всего учиться ездить зимой, причем хорошо бы еще и по льду, поэтому эстакаду и змейку инструктор обильно поливал из шланга, сетуя, что зима так не вовремя закончилась. Но влажная поверхность все-таки тоже менее устойчивая, чем сухая. А расчет в таких манипуляциях элементарный: если ребенка сначала учить ходить по льду, то на асфальте он будет чувствовать себя гораздо увереннее. То же самое и с водителями - накатавшись до 30 часов по гололеду, волей- неволей начнешь на нем ездить хоть как-то. А значит, потом, выехав на твердую и нескользящую поверхность, вообще будешь чувствовать себя богом на дороге.

Разбирая аварию 9 мая, мы пришли к очевидному выводу: автомобиль не вовремя затормозил. При этом я почерпнул для себя полезные знания: если машина заднеприводная, тормозить можно в процессе поворота, если же переднеприводная - только до начала поворота. Этого я не знал, а ведь тут роль играет простая физика: раз крутящие колеса у машины спереди, задняя часть по сути является хвостом, который на неровной поверхности непременно завиляет.

Когда речь зашла о скорости, мы начали разбираться в работе трансмиссии, то есть с коробкой передач. Как и любой любитель, я знал, что первая передача - трогаться с места, вторая - разгон и дальше по нарастающей. Скажем, ехать на третьей передаче 20 километров в час мне не приходило в голову, а оказалось, что и это иногда может понадобиться. Например, дороги зимой становятся несколько уже, и порой, поравнявшись на светофоре, автомобили встают друг к другу совсем близко. Лично я в такие моменты всегда тушевался и старался тронуться со светофора последним, ведь зимой дорога местами обледеневшая - не дай бог машину чуть-чуть занесет, и вот ты уже задел чей-то автомобиль.

Оказывается, избежать можно и такой проблемы. Как объяснил инструктор, нужно просто стартовать со второй передачи.

- На второй передаче интенсивность разгона будет меньше, то есть, сами колеса будут раскручиваться более вяло, а значит, вероятность их срыва в боковой снос становится меньше, - объяснил Руслан Борисович. - И запомни: чем выше передача на тихом ходу, на скользкой дороге, тем устойчивее машина. Но учти, если талая слякоть, то все наоборот: на второй передаче нужно выжимать все 50.

Из наших уроков мне стало ясно, что в случае выбора более высокой передачи машина будет разгоняться медленнее, и если водитель оказался на гололеде, а нужно срочно затормозить, лучше всего выбрать большую передачу и затормозить именно на ней.

Другой важный момент - это определение, какая же скорость твоя. Это очень важную роль играет на любой автомагистрали, особенно там, где все четко делится по градациям: самые медленные тащатся в крайней правой полосе, те, кто выжимает не больше 90, едут в средней, а самые быстрые выбирают крайнюю левую. Естественно, в числе аутсайдеров оставаться не хочется, и многие водители перебираются в средний и левый ряды. В результате водитель выбирает скоростной режим, в котором находиться попросту не может.

- Скорость нужно выбирать ту, на которой ты, проезжая на автомобиле, можешь разглядеть лица прохожих и марки встречных автомобилей, - пояснил Хасянов.

- А если эта скорость - сорок, а мне на МКАД нужно? - интересуюсь.

- Значит, поезжай на сорока в объезд.

Замечу и еще одну интересную вещь, о которой не знал раньше, - это торможение двигателем. Как производить данный маневр на автомобиле с механической коробкой передач, я знал, а вот как с автоматической... Оказалось - никак. До сих пор автопроизводители "автоматики" для подобных случаев ничего не выдумали. Разве что понабивали машины различными подушками безопасности, видимо, рассчитывая, что хотя бы так затормозивший благодаря первому столбу водитель останется жив. Я же на такое надеяться не стал и твердо решил не ездить на автомате: мало ли чего?!

В заключение хочу сообщить то, что поможет сэкономить деньги водителям. Не стоит забывать, что учиться экстремальному вождению, если вы уже имеете права, стоит, накатавшись по городу. По мнению нашего эксперта, перед тем, как учиться делать полицейские развороты, дрифт или обгон сразу пяти машин по встречке (то есть как раз использовать трюки экстремального вождения), стоит хотя бы 50 тысяч километров отъездить просто и спокойно. Но если автошкола у вас лишь мелькает на горизонте, стоит учиться сразу и всему - опять же сэкономите.

Таким образом, если вы чувствуете себя неуверенным водителем, лучше погодите учиться контраварийному вождению, ведь уроки уроками, но личный опыт бесценен. А маневры, проделанные на площадке, не так уж просто проделать в жизни.