Взгляд назад


Фото: Никита МИТРОХИН

У любого явления есть своё начало и конец. Однако такая тенденция как агрессивная езда, возникшая в смутных чёрных 90-х годах, ещё не окончена и, по всей видимости, не скоро завершится. Ответ на вопрос, почему в начале 90-х стали ездить агрессивно мы найдём в ряде художественных фильмов, отображающих эпоху беспорядков. Взять даже фильмы режиссёров Алексея Балабанова ("Брат 2") и Петра Буслова ("Бумер"). Жизнь была напряжённой в атмосфере опасности. Наглым вождением люди самоутверждали себя. Сегодня нормальное время и атмосфера в обществе не агрессивна, а вот хулиганские манёвры остались в моде. Видимо бойцовский настрой мужчин, чья молодость легла на 90-е, ещё не остыл, а их сыновья берут с них пример. Из этого следует, что начинающим автомобилистам требуется сосредоточенность за рулём, внимание к зеркалам, особенно к зеркалам заднего вида. Перестраиваясь на многополосных магистралях влево, смотрите в зеркала против часовой стрелке, перестраиваясь вправо-по часовой. При перестроениях необходимо обзорно охватить всю ширину магистрали во избежание боковых столкновений с хулиганом. К Вашему вниманию статья корреспондента газеты "Московская Правда "Никиты Митрохина "Машина времени или как на МКАД в 90-е попасть"

P.S. При перестроениях вправо сосредоточьте особое внимание правому зеркалу. Необходимо отслонить спину от держательной части кресла даже наклонив тело вперёд, для обзорного охвата правого края самого зеркала. И это один из тех случаев, когда ремень якобы безопасности мешает полноценному управлению машиной. И если у Вас не европейское мышление, то в зеркале увидите больше, чем пристёгнутый европеец, ведь у них не было "90-х".

P.S.S. Однако правила дорожного движения надо соблюдать. Правила требуют пристегнуть ремень в расчёте на цивилизованный транспортный поток. Увы, евростандарт не предусматривает отрыв спины водителя от держательной части кресла для лучшего обзора в правом зеркале. Будьте внимательны за рулём!

Машина времени,

или Как на МКАДе в 1990-е можно попасть

Никита МИТРОХИН

В редакцию все чаще стали обращаться читатели, сообщающие, что, мол, по МКАД ночью ехать стало опасно - ПДД народ в это время не сильно блюдет. Когда же мы связались с одним из постоянных автоэкспертов газеты, тот и вовсе ответил: "Да, ночью на кольце полный балаган. А впрочем, что рассказывать, давайте лучше покажу...".

И вот, 4 июня в 23 часа я встретился с нашим экспертом, инструктором автовождения Русланом Хасяновым, который подтвердил, что вечером и ночью по кольцу не то что сложно ездить, а просто опасно. Помню, подумал еще тогда: "Преувеличивает мужик. Ну, максимум все друг друга в коробочку зажимают...". Но реальность, как это часто бывает, превзошла ожидания.

Уже в 23.34 мы выехали на внутреннюю сторону МКАД с Щелковского шоссе. Рядом оказалась машина ГИБДД, тоже куда-то направлявшаяся. Куда - неизвестно, но это была первая и последняя машина блюстителей порядка, которую нам довелось увидеть в последующие два часа.

Дорога не пустует, но и не заполнена, 80 выжимать вполне удается. При этом на внешней стороне кольца уже видна пробка из фур.

- Заметьте, - обратил мое внимание Хасянов, - многотоннажки по внешней стороне МКАД заполоняют все ряды, кроме крайнего левого. А по закону это запрещено.

- Так зачем же они это делают? - спрашиваю, замечая, что мы тоже уже вливаемся в поток со множеством грузовиков и тяжеловозов всех мастей.

- А кто за ними следить-то будет? - усмехается инструктор.

- Камеры...

- Ну, разве что. Только что-то водители их не сильно боятся.

Тут фура, ехавшая правее от нас, вдруг начала перестраиваться, даже не включив поворотники. На скорости 90 она резко начала перестраиваться в наш ряд, вильнув тяжеловесным хвостом в нескольких сантиметрах от нашей машины. Хорошо, Хасянов успел затормозить, а то этот "носорог" мог запросто швырнуть автомобильчик своим хвостом прямо в бетонную стену, разделяющую стороны кольца.

Едем дальше, и я все больше ужасаюсь происходящему на дороге. Например, тому, что в третьем ряду на всех парах несется здоровенная бетономешалка с тульскими номерами.

Заметьте, бетономешалка - машина короткая и при этом высокая, так что автомобиль может даже при нерезком повороте перевернуться...

Забегая вперед, сообщу, что мы таких потом еще две увидели. Тоже неслись, не разбирая дороги, на всех парах.

Стоило нам отстать от бетономешалки, как тут же на крайней левой замечаем японский автомобильчик 1990-х годов выпуска. Увидеть машину удалось только потому, что Третье транспортное кольцо хорошо освещено, а так было бы без шансов: у машины были выключены передние фары и наглухо затонированы стекла.

- Может, у него фары сломались? - предполагаю.

- Сразу две перегореть могут только в очень редких случаях, - замечает Руслан Борисович, - и даже если такое произошло, можно включить аварийку. К тому же, зачем ехать при сломанных фарах по крайней левой полосе быстрее 90 километров?

Только тут обращаю внимание, что нас действительно все обгоняют, при том что на спидометре стрелка уже подобралась к сотне. Выходит, мало того, что фуры носятся, как стадо взбесившихся кабанов, и автомобилисты без номеров то и дело подрезать нас норовят, так еще и происходит это на бешеной скорости!

Справа пролетает большегруз.

- Вот, смотрите, едет под сто двадцать, в третьей полосе, вроде бы по центру полосы, как и положено, но машина широкая, и в результате дистанция с соседними автомобилями не соблюдается. А теперь представьте, что один из водителей вильнет в сторону, чтобы не попасть в колею. Ведь на МКАДе нынче высокая колейность. Каких-то десять сантиметров, а аварии не избежать. О чем думают эти дальнобои, вообще непонятно.

Н-да, ошалевшие дальнобойщики напомнили мне героев из известного сериала с Галкиным и Гостюхиным. Те тоже постоянно носились, подрезали кого-то и вечно спешили спасти вселенную. Правда, те действовали где-то далеко от Москвы, днем и на пустой дороге. Эти же "герои" действуют так же на забитой машинами трассе.

Кстати, ассоциация с "лихими девяностыми" приходит на ум и гладя на легковушки. Большая часть машин в потоке - черные джипы и "немцы" девяностых и нулевых, чей антураж навевает воспоминания о бандитских временах. Вон проскочил старенький "Черроки" с выключенным светом и полустертым номером: с одной стороны номер чист, а с другой аккуратно замазан грязью. Эксперт тут же отметил, что джипик выжимал не меньше 140 километров в час.

- Ну а чего они все гоняют-то? - спрашиваю.

- Дальнобойщики, можете обратить внимание, соревнуются друг с другом, пытаются обойти соседа. Может, они так взбодриться пытаются. А вот легковушки гоняют по непонятным мне причинам, причем заметьте, нас регулярно подрезают. Может, какие-то гопники за баранками? Но важен результат, а он очевиден: МКАД стал опасен ночью.

Руслан Хасянов предположил, что грузовики разгоняются еще и по другой причине: так как все ТТК состоит из подъемов и спусков, фуры просто разгоняются на спусках, чтобы на подъемах сохранять инерцию. Другое дело, что уж больно сильно они разгоняются.

Кстати, обратил внимание, что большая часть большегрузов иногородние: Украина, Башкирия, Смоленск, Тверь и даже Рига. В общем, все флаги в гости к нам, причем на опасной скорости.

На наиболее спокойном участке МКАДа мы увидели, наконец, сотрудника ГИБДД, а уже спустя 10 километров попали в пробку. Дорожные работы и фуры со всех сторон просто не давали возможности проехать. Иногда пустовала и крайняя правая полоса, так как доблестные рабочие именно на нее выбрасывали землю и прочие "отходы производства". В результате из-за непонятных полуметровых кучек на дороге по полосе проехать было невозможно. Оставалось неясным, почему именно в эту пробку не поехал гаишник, чтобы разгрести затор, а стоял в самом безлюдном месте. Кстати, в пробку мы попали в 00 часов 38 минут. Выехать из нее удалось лишь в два часа ночи.

Уже на следующий день я решил связаться с пресс-службой ГИБДД и выяснить, отчего же на МКАДе был всего один гаишник (а проехали мы, подчеркиваю, все кольцо целиком).

Пообщаться удалось с главой пресс-службы Артемом Ивановым. Объяснив ситуацию и вкратце рассказав о своем опыте ночных бдений на МКАД, задал закономерный вопрос:

- А чего гаишников на кольце так мало?

- Вопрос глупый! - парировал глава. - Если вы не видели сотрудников ГИБДД, это не значит, что их нет. Они же не должны стоять на обочине и ждать, когда подъедут журналисты "Московской правды", чтобы их посчитать. Они ездят по всему кольцу, по внутреннему и внешнему, контролируют дорожную ситуацию, выезжают на место ДТП...

- Но, ведь дорожная ситуация явно напряженная. Как вы сами ее оцениваете?

- Если я скажу свое мнение, это ничего не изменит, читатель все равно больше поверит независимому человеку, то есть вам. Но вообще пропускная способность МКАД с начала нововведений выросла.

Отметим, что чиновники действительно часто рапортуют о повышении пропускной способности на МКАД, свидетельствуют об этом и сайты, мониторящие пробки. Однако это не объясняет плохого (уж пусть простят меня в пресс-службе) контроля дорожной ситуации на ночном кольце.

Хотелось узнать и позицию водителей большегрузов, поэтому мы связались с руководителем профсоюза "Дальнобойщик" Валерием Войтко.

- Мы такая же потерпевшая сторона, как и водители легковушек, - пояснил он. - Давайте смотреть на ситуацию объективно: водителю нужно доставить какой-то груз, и теперь он рассчитывает время, исходя из того, что на МКАД нужно попасть ночью. Он прекрасно понимает, что транспортное кольцо сейчас ремонтируется, также он знает, что на других трассах могут произойти пробки, а потому водители вынуждены устраивать эти ночные гонки, дабы не попасть под штрафы. Проще говоря: людей поставили в плохие условия, вот они и ведут себя плохо.

- А как можно решить проблему с гонками?

- Думаю, только одним способом: выдавать пропуска всем. Но тогда возникает законный вопрос: а зачем было создавать ограничения? В общем, безвыходная ситуация, и водители многотоннажек тоже ей не рады. Но как-то выкручиваться надо же...

Другой автоэксперт, депутат Госдумы и председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков прокомментировал ситуацию так:

- В последние годы МКАД и другие автомагистрали вообще сильно загружены, так что ничего удивительного здесь нет. У меня порой создается впечатление, что люди даже ночью ездят на работу и по делам, так много машин после полуночи на дорогах. Но в целом я одобряю решения столичных чиновников, и то, что фуры сейчас гоняют ночью, это просто так ситуация сложилась. Когда будут парковки для большегрузов, где они смогут останавливаться и дожидаться своего времени, таких проблем не возникнет. А стоянки такие, по обещаниям московских властей, будут уже через два-три года. Единственное, на что я хочу отдельно обратить внимание, это нехватка эстакад в Москве. Например, в Токио их очень много и, несмотря на плотность движения, пробок там нет. Думаю, мы должны пойти тем же путем.

В заключение хочется отметить, что ситуация ночью на МКАД действительно очень сложная: ремонт дорог, фуры, безбашенные гонщики и практически полное отсутствие сотрудников правопорядка сделали ее ночью до неузнаваемости неудобной. Но большинство проблем все же решаемы: просто на кольце нужно больше сотрудников ГИБДД. Вот только как-то так повелось у нас, что закон и порядок наводятся лишь после какого-то резонансного ЧП. Так что, будем ждать кровавых жертв?