Любимый "Запорожец"

В каждую эпоху публике каждой страны необходимо иметь объект насмешки и общепринятую модную тему шуток. Сегодня смеются над машинами марки "Жигули", забыв о том, что половина планеты Земля использовала эту машину как такси и кареты полицейских патрулей, всего лишь 20 лет назад. Не все знают, что сегодня смеяться над «Жигулями» в разговорах о машинах, всё равно, что смеяться над "Битлс" в темах о музыке. Во времена процветания "Жигулей" смеялись над "Запорожцем", мол, мотор сзади: "Ха-ха-ха". Никто тогда и не подозревал, что через 20 лет подъезжать на "Порше" с мотором сзади к московским ресторанам будет не смешно, а солидно. И что те же "Жигули" принимали участие в ралли в одной линейке с "Порше" с задней моторной компановкой, причём, проигрывая последней. Нельзя абсолютно критиковать любой автомобиль, это невежественно по отношению к создателям той или иной машины. "Запорожец" был по-своему хорош во многом - это наивысочайшая проходимость, долговечность кузова и простота в обслуживании. "Запорожец" имел потрясающие показатели проходимости на селе, в горах и в лесу. И, если не все знают, то мы напомним, что "Запорожец" экспортировался в ряд стран и активно использовался на советской государственной службе - это и доставка железнодорожных билет от МПС, и развоз участковых врачей, и многое другое. Бытует мнение, что он часто ломался, как сегодня якобы ломаются "Лады". Отнюдь, всё не так. Ресурс двигателя достигал 100 000 километров при грамотном и своевременном обслуживании машины. В городе Луцк, в своё время, производился ЛУАЗ - это лёгкий, но несравненно вездеходный автомобиль под название "Волынянка", созданный на базе любимого "Запорожца".

 

Читайте статью специального корреспондента газеты
"Московская Правда" НИКИТЫ МИТРОХИНА "Раритет в авторитете".

 

P.S.: Позже на смену ЗАЗ-965,пришёл ЗАЗ-968.А уже "Запорожец" заменила "Таврия" с малоспособным передним приводом. Но это уже совсем другая история...

Раритет в авторитете

Как корреспондент "МП" на "ЗАЗ-965" пересесть пытался

Никита МИТРОХИН

Никто не воспринимал малыша всерьез, он вызывал только смех. Но малыш упорно пер вперед, несмотря ни на что. Ну чем вам не крутая история про Рокки, боксера из Филадельфии? Примечательно, что карьера нашего героя, как и киногероя, была недолгой: в минувшую пятницу он отметил свое 53-летие. Но, господа, кто не знает "горбатого"?

Между тем история машинки не так проста, как кажется на первый взгляд. Образцом для "ЗАЗ-965" послужил итальянский FIAT-600, разработанный талантливым конструктором Данте Джакозой в 60-х годах прошлого века. Перекроенный и "доведенный до ума" конструкторами Московского завода малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), "горбатый", как его называли в народе, получился в целом прочным и экономичным, обладал хорошей проходимостью при гладком днище, приличной загрузке ведущих колес и небольшой собственной массе.

Немудрено, что довольно быстро советский народный автомобиль снискал славу неприхотливого и ремонтопригодного. Известна машина была не только в СССР, но и за границей, где продавалась под брендом Yalta. На этой же базе завод стал выпускать и так называемые "инвалидки" - модификацию "ЗАЗ" с измененными механизмами управления.

"ЗАЗ-965" послужил донором и стал прародителем такой машинки, как "ЛуАЗ" - многие о ней слышали как об автомобиле-амфибии. Дело в том, что конструктивно "ЗАЗ-965" был уникален: задний привод колес хорошенько придавливался не только кузовом, но и моторчиком, который был тоже сзади, в багажнике. В результате этого давления на заднюю ось машина была довольно устойчивой и имела отменную проходимость. Сейчас такую систему вовсю используют дорогие немецкие марки, утяжеляя "зад" автомобиля при наличии ведущих задних колес.

Был у "горбатого" и другой плюс - неубиваемая подвеска. Как уверял меня независимый автоэксперт, руководитель проекта "Rulek" Руслан Хасянов, машинка могла проехать по вспаханному полю и не застрять. Примечательно, что причину потери популярности "Запорожца" Руслан Борисович тоже объяснил: из-за некачественных масел ресурс двигателя у "горбатого" не превышал 40 тысяч километров, после чего машинку нужно было перебирать. Заливай водители качественное масло, которого тогда в России, увы, не было, это авто могло бы откатать и 100 тысяч километров без кап-ремонта.

А ведь 100 тысяч для малолитражки - это очень приличный ресурс и по нынешним меркам.

Впрочем, все это либо история, либо теория. А без практики ей грош цена. В силу своего возраста "запаки" я застал только в анекдотах да в известных советских фильмах. Возможность стать обладателем "Запорожца" гаражного хранения появилась у меня неожиданно. В очередной раз приехав в поселок, что находится в Красногорском районе, я завез свою "Волгу" к знакомому автомеханику. И, о чудо, увидел в углу этот самый "запак".

- И где вы этот раритет достали? - спросил я у механика.

- Да тетка одна привезла, ее деда еще машина, - ответил механик. - Все время в гараже стояла, а теперь вот сдала типа на запчасти. Мы ей сказали, что нам таких запчастей уже лет 20 как не нужно, ну, она его и бросила. А я и оставил, вместе с документами. Машина же ведь гаражного хранения. Даже краска родная. Немного масло течет, но это поправимо. Думаю, держать эту машину на замену, как в крутых сервисах, знаешь: сдает тебе человек авто на починку, а ты ему другой автомобиль, чтобы пешком не ходил.

- Слушай, Саш, - оживился я, - а можно я на нем прокачусь?

И вот у меня в руках ключи от "горбатого", причем еще "ушастого", не модифицированного. Открыв дверь салона, сразу же отметил, что у него довольно забавная форма педали газа. Какая-то каплевидная. Что касается салона, то все вроде бы сделано нормально и удобно для использования. В принципе самая обычная малолитражка, эдакий автомобильчик класса "А". Единственное, что удивило, это некоторый звук "бум-бум" при перещелкивании скоростей коробки передач на месте. Как потом выяснил, причиной шума служит кулисная система рычага.

Выкатившись на улицу и сделав несколько кругов вокруг деревни, я решился выехать куда-нибудь подальше. Машина вела себя вполне бодро с одним человеком на борту, хотя человек весит больше 100 килограммов. Замечу, что у автомобильчика четыре скорости, а это значит, что минимум до 80 эта штука точно может разогнаться. Что же касается первых ощущений от поездки, то создалось впечатление, будто я сижу в Daewoo Matiz или в KIA Picanto предыдущего поколения. Ей-богу, ощущения - один к одному. Разве что у "горбатого" руль пожестче.

Замечу, что уже давно устал от городских пробок и проблем с парковкой, а потому подумываю о покупке маленького автомобиля. Возможно, даже как второго в семью. Но на Daewoo Matiz жалко денег, а если брать что-то подороже - придется влезать в кредит. В общем, увидев "запак", я понял, что мне нужно. Тем более что автомеханик Саша готов был отдать агрегат бесплатно. Взял я машинку на неделю и решил поездить да посмотреть, как ко мне станут относиться окружающие и насколько комфортной окажется езда.

- Ты, главное, окурки в окно не бросай при езде, - сказал мне в напутствие Саша.

- Почему? - я бросать и не собирался, но стало интересно.

- Потому, что "Запорожец" у тебя ушастый, с воздухозаборниками. Выкинешь окурок, а он у тебя прямиком туда, а потом в двигатель. Вот и почувствуешь себя ракетой.

При первом же выезде на работу отметил, что нужно было постоять подольше и как следует прогреть машину. Всю дорогу было холодно. Помимо этого, я с удивлением выяснил, что "ЗАЗ-965" может ехать на скорости аж 100 километров в час. С шумом и невероятной тяжестью машинка может разогнаться и до 110 километров. Увы, это ее предел. Но со скоростью больше 80 на "горбатом" ехать и не хочется. Так что, может, для езды по трассе малыш и не совсем пригоден, но в городе вполне уверенно держится в общем потоке, а при моем вождении еще и оказывался впереди идущих танков в виде грозных BMW и растолстевших Mercedes. Забавно и другое - люди явно обращали на меня внимание. Будто я не на герое анекдотов еду, а на дорогущем Smart. Даже дядька на Porsche Cayenne, когда мы с ним поравнялись на светофоре, показал мне большой палец в знак одобрения: мол, так держать, парень! Правда, когда я его сперва обогнал на "зеленом" свете, дядька поднатужился и так смачно газанул, что только я его и видел. Видимо, не понравилось владельцу "Порша", что его какой-то парень на таком раритете "делает".

Уже на второй день я понял, что "Запорожец" всем хорош, но только если вы снежный человек. Дело в том, что печки (в моем случае - свистнутой из "Икаруса") для обогрева салона автомобиля вне городского цикла в машине не хватает. Ноги у меня в "Запорожце" просто немели от холода. Так что уже после первой поездки я стал носить теплую зимнюю обувь. Пожалуй, это единственный, но серьезный недостаток машины. Что же касается проходимости автомобиля, то она оказалась на высоте.

Решив последовать совету автоэкспера, я отправился кататься в поле, причем взял пассажира. Увы, но даже в компании с хрупкой девушкой я чувствовал себя в "горбатом" в тесноте. Правда, это была приятная и я бы даже сказал интимная теснота. Но суть не в этом. Переключая со 2-й на 1-ю передачу, а с 1-й на 2-ю, я прополз по полю в Дмитровске аж 30 километров и действительно не застрял. Замечу, что порадовал и расход топлива - он не превысил пяти литров Аи-92 на 100 километров. Всего же я проехал на "горбатом" 288 километров.

В заключение замечу, что герой анекдотов не так уж плох, как его малюют в байках. Даже больше: стоит зайти в интернет и посмотреть, как тюнингуют "горбатых", чтобы понять, что на такой машинке в наши дни кататься одно удовольствие. Все портят замерзающие на трассе ноги - выходит, машинка хороша только для города. Но для многих этого достаточно. А значит, появись "ЗАЗ-965" в обновленной модификации в продаже - он бы определенно пользовался популярностью. Но пока этот автомобильчик все-таки остается героем из прошлого. Довольно противоречивым героем, но, как и в конце любого анекдота про него, он скорее всего лишь вызовет иронически-отеческую улыбку: "горбатый", чего его критиковать?