Юность на мотоцикле

Фото: Ивана ПОХОДАЕВА
Многие в детстве лето проводят в деревне. В подростковом периоде пребывание в деревне застаёт рывки развития юношей и девушек - это первые танцы в сельском клубе, первые сигареты, игра в карты, купание в реке, контакт с животными, общение с природой и даже с личной природой. Первая влюблённость… Почти на любом селе любимое время суток молодёжи это вечер. Дни летом долгие, а вечера тёплые в погодном и в душевном понимании. Ещё сохранён тот фольклор на Руси, когда девушки-подружки выходят на вечерние посиделки перед домом одной из них. Типично, когда юноша, заприметив симпатичную девушку днём в сельском магазине или вечером в клубе, наведя справки, кто такая и где живёт, отправляется на посиделки к её дому или к дому одной из её подруг. Будь юноша городским или местным, наилучший транспорт для него это мотоцикл, либо скутер. С дорогами на Руси тяжело и отправляться кадрить девушек на легковой машине рискованно, так как велика вероятностью помять днище авто, либо об ухаб отстегнуть европейские бамперы. Тёплый вечер... Слышны голоса, лай собак где-то в дали... От света уличного фонаря блестят глаза девушек, а напротив бревен, где они сидят, припаркован один или несколько мотоциклов. Большинство ребят на селе ездят на мотоциклах без коляски. Подъехав к посиделкам, мотоциклист-одиночка остаётся в седле своего коня, и даже при том, что конь уже на подножке, при шевелениях парня слышно как в баке плещется бензин... Всё же парень подсаживается к одной из девушек с её согласия и образовывается семья, рождаются дети, а детство самого мотоциклиста уходит в прошлое… Либо уходит в прошлое роман, о котором потом всю жизнь вспоминается с наслаждением, а мотоцикл навсегда остается неотъемлемой частью воспоминаний о молодости… Сегодня в мире путешествий, туристических влечений нам, к сожалению, свойственно перенимать и тащить на землю родную чужой фольклор и чужие применения. Вот и скутер приехал к нам из Тайланда.

Читайте статью специального корреспондента газеты
"Московская Правда" НИКИТЫ МИТРОХИНА "Наглец на "табуретке"".

Наглец на "табуретке"

О мелких нарушителях с большой дороги

Никита С. МИТРОХИН

Попытку государственных умов навести порядок на дорогах страны, запретив ездить на двухколесных "железных" конях без прав, водители оценили по достоинству. Тем не менее сами скутеристы, мопедисты и прочие владельцы разномастных велосипедов с моторчиком ставить свои машины на учет не спешат и на права сдавать особо не собираются.

Любовь людей к "табуреткам" на двух колесах началась еще во времена СССР, когда денег на машину не было, а передвигаться быстро и с ветерком хотелось. Тогда-то и появились первые "Верховины" и "Вятки". Уже позже, в середине 90-х железные (а скорее пластиковые) кони стали популярны у молодежи. А с середины нулевых клуб заядлых мопедистов опять помолодел: в то время, когда ребята лет 22 - 23 могли позволить себе хотя бы какую-то развалюху, подростки лет 12 - 13 за неимением прав и даже паспорта полюбили кататься на мопедах. Увы, многие из этих детей уже подросли, но, как и прежде, катаются на своих "табуретках", совершенно не вдаваясь в подробности Правил дорожного движения.

Между тем с 5 ноября этого года все, кто ездит на более сложной технике, чем велосипед, должны сдавать на права. А если скутер имеет двигатель 0,15 литра и более, то его нужно еще и ставить на учет. Пока что закон не изменил дорожную ситуацию, так как был принят в ту пору, когда ездить на подобных агрегатах уже прохладно. Однако если верить записям на форумах любителей двухколесной езды, сдавать на права они не собираются, равно как и ставить свою технику на учет. Пока что оправдываются тем, что в авто-школах для них нет программы обучения, а в Кодексе административных правонарушений есть изъяны по штрафам.

В числе саботажников оказался и мой 47-летний приятель Алексей. Так и не удосужившись получить за всю свою жизнь права, года два назад он купил мопед, мощный и дорогой. Теперь его принцип: "15 минут позора, и ты на работе" - ездит он на своем "коне" до самых холодов и гололеда. Уверяет, что знает Правила дорожного движения и мастерски управляется со своей машиной, а потому на права сдавать не видит смысла, равно как и ставить свой мопед на учет.

- Да в этом новом законе сейчас полно дыр, так что буду ездить, как ездил, - заявил мне Леша. - Пусть сначала дыры залатают, а я потом подумаю, тратить мне на всю эту бюрократию деньги или нет.

- А то, что тебя за езду без прав в обезьянник посадят, если два раза поймают, тебя не смущает?

- Пусть хотя бы один раз поймают! - усмехнулся знакомый. - Пока они в машину сядут, пока до меня доедут - я уже улечу далеко и надолго. Я же все-таки на мопеде, мне от них укатить по дворам или огородами - плевое дело.

Поняв, что мой товарищ искренне считает, что и без всякого обучения классный водитель, я решил устроить ему встречу-покатушки с автоинструктором, который согласился оценить профессионализм водителя скутеров. Заметьте, речь идет не о ребенке, а о взрослом человеке, который, если что, понесет за свои действия ответственность по всей строгости закона.

Для этой акции я привлек нашего постоянного автоэксперта, инструктора автовождения и руководителя портала "Rulek" Руслана Хасянова.

- Беда в том, что большинство любителей мопедов все-таки дети, - рассказал он. - У них нет за плечами ни опыта, ни элементарных представлений о физике, ни чувства страха. В результате эти ребята не могут даже рассчитать угол поворота, отчего на видеопорталах в интернете так много записей, запечатлевших, как владельцы скутеров при поворотах или перестроении врезаются в машины по соседству. Еще один минус скутеров - невозможность видеть, что происходит у тебя сзади. Из-за этого и у взрослых, и у детей, сидящих на этой "табуретке", нет ни малейшего представления, что делает водитель за спиной. А он, может, сейчас сильно приблизился или, наоборот, начнет перестраиваться и обгонять.

Понятное дело, что если в тебя врежутся сзади, то виноват будет тот, кто врезался, даже если это ты резко затормозил, но разве это утешит, скажем, при переломе позвоночника? Также замечу, что большинство любителей подобной техники не покупают специальную защитную экипировку. В результате им достаточно наткнуться на мелкий камушек или ямку, не удержать свою машину - и вот они уже валяются на обочине. В общем, езда на скутере хороша только по сельской местности, но никак не в крупных городах. На короткие дистанции можно перемещаться и на велосипеде, а для длинных есть автомобили, поезда, самолеты, наконец. Так что я одобряю инициативу властей по поводу обязательного получения прав на скутер, но думаю, нужно наказывать и родителей малолетних гонщиков. Когда на дорогах останутся только взрослые наглецы на "табуретках", хотя бы дети будут в безопасности.

В своем эксперименте мы решили поступить таким образом: я и Алексей сядем на мопед, а Руслан Хасянов поедет за нами на машине. Связь будем держать по рации, по ней же будем согласовывать движение. Было решено отправиться от редакции (улица 1905 года, 7) до Тушинской улицы, где и живет наш заядлый мопедист.

И вот мы отправляемся на дело. Для начала нам нужно выехать на Звенигородское шоссе, а для этого приходится проехать вниз по улице 1905 года. Замечу, что уехать нужно довольно далеко, чтобы развернуться и, проехав обратно, вырулить на Звенигородку. Но мой товарищ поступает более оригинально: разворачивается на ближайшем перекрестке, который обнаружил на пересечении Шмитовского проезда и улицы 1905 года.

- Вы куда поехали?! - услышал я тут же возмущенный голос Руслана Борисовича по рации.

- Леш, а действительно, ты куда? - не понял я. - Это ж разворот в неположенном месте и пересечение сплошной! Не говоря уж о том, что теперь человека придется ждать...

- Да ладно, в парке на Трехгорном валу остановимся и подождем, - ответил тот.

Уже в парке я спросил о таком неожиданном развороте, на что мужчина на полном серьезе ответил, что, согласно ПДД, разворот на перекрестках разрешен, поэтому он поступил верно.

- Разворот разрешен только при наличии соответствующей стрелки на светофоре, - заметил я. - Не говоря про то, что там сплошная линия была!

- Ну и что? - Леха был спокоен, как танк. - У меня же номеров нет, кто узнает, кто это? Гаишников же там не было.

Доводы, что из-за него элементарно могла произойти авария, мужика не вразумили, судя по тому, что на Звенигородке нарушения продолжились. Разворот на шоссе аккурат возле площади Краснопресненской заставы, но водители вместо положенного крайнего левого ряда могут встать на разворот и в средний ряд, дабы без очереди прошмыгнуть. Мы изначально встали правильно, в крайнем левом. Но когда мой товарищ увидел бесцеремонных "внеочередников", он поехали между рядами, пробираясь к самому началу очереди. Замечу, что произошло это после 12 минут стояния на светофоре. Зеленый свет для нас загорался уже два раза, но благодаря "внеочередникам" развернуться нам так и не удалось.

После маневра в рации послышался голос Хасянова: "Езда между рядами запрещена. К тому же кто-то может неожиданно открыть дверь или слегка вильнуть, не заметив вас. Тогда будет ДТП".

Скроив недовольную мину, по-прежнему уверенный в себе Леха оторвался от нашего автоинструктора, который, впрочем, нагнал нас уже через пару километров. Дело в том, что, несмотря на всю маневренность в пробках, на открытой трассе скутеру все равно сложно выжать больше 70 км/ч.

Да и последние числа ноября выдались довольно холодными, так что разгоняться больше 40 - 45 км/ч не хотелось - мерзли.

Уже на МКАДе мы опять встали в пробку, и Алексей выехал ближе к отбойнику в левом ряду (там обычно "скорые" проезжаю), после чего дал по газам и рванул вперед. Без инцидентов не обошлось: один дядька выкинул из машины окурок, который пролетел в паре миллиметров от моего лица. Также мы чуть не въехали в машину, которая вырулила к отбойнику. Но несмотря ни на что, на Тушинской, в квартире у Алексея, мы были уже через 40 минут, а вот Хасянов приехал лишь спустя полчаса.

- В общем, Алексей, не знаете вы ПДД и, подобно многим мопедистам, то и дело создаете аварийные ситуации на дорогах, - заключил Руслан Хасянов, когда мы распивали чай на троих. - Во-первых, вы разворачиваетесь в неположенном месте, ездите между рядов и по обочине, не соблюдаете скоростной режим. Минимальная скорость на автомагистрали, коей является тот же МКАД, - 40 километров в час, если нет пробок, конечно. Вы же в холод ехали не больше 35 - 40. Мало того, что в результате вы выбиваетесь из потока, чем создаете неудобства другим водителям, так еще и нарушаете ПДД. Что касается езды между рядами, то это запрещено. Но самое главное - просто опасно. В общем, самоуверенности у вас больше, чем знаний.

Алексей выслушивал все с иронической улыбкой и лишь кивал - мол, исправлюсь. Но в заключение ответил: "У нас на дороге существуют не правила, а понятия. И я езжу именно по ним".

Как говорится, без комментариев. Но кто знает, может быть, озверевший водитель какого-нибудь черного джипа, тоже живущий по понятиям, при серьезном столкновении с таким вот самоуверенным скутеристом просто даст посильнее газу и удерет с места происшествия. А может быть, ничего не произойдет, и просто в следующем году любители мопедов будут больше времени проводить в обезьянниках и на исправительных работах. Глядишь, и будет время подумать. Но пока что законодательная мера владельцами всех этих модифицированных велосипедов не воспринимается всерьез. А значит, сотрудникам ГИБДД в следующем сезоне мотогонок предстоит серьезная и кропотливая работа. Вот только будут ли они ее выполнять - вопрос.

По прочтению статьи "Юность на Мотоцикле", наш эксперт психаналитик Минабутдинов Шамиль Рафикович порекомендовал разместить эту поговорку: "В детство впадать прекрасно дней так на пять, на семь. Дольше впадать опасно, можно остаться совсем"