НЕ УВЕРЕН - НЕ ЕЗЖАЙ!

В очередной раз появился повод отметить, что в любой сфере деятельности есть понятие любительского уровня и профессионала. Купить видеокамеру, ещё не значит стать видеооператором, на это требуется образование длинной в 5 лет. Купить автомашину, ещё не значит, что стал шофёром, есть такая профессия. Всего лишь автомобилистом-автолюбителем на дороге становится новичок только что купивший автомобиль. Неопытность - злейший враг начинающего автолюбителя. Напряжённость при управлении автомашиной может в первые тысячи километров езды приводит к усталости и, как следствие, к забывчивости учёта необычных обстоятельств, например, к стоящим на крыше велосипедам. Ребёнок может забыть сложить свой зонтик входя в дверной проём того же автобуса, а начинающий автолюбитель о велосипеде стоящем на крыше его машины при въезде в тот же подземный паркинг. Стоящего? Да, да, Вы не ослышались, именно стоящего на крыше. Положить современный велосипед на багажник на крыше в начале 21-го века теперь нет возможности, так как педали современных велосипедов у большинства моделей не предназначены для временного демонтажа. Будто где-то произошёл сговор производителей велосипедов и автобагажников о взаимной выгоде. Чудной велосипед с не снимающимися педалями, а к нему чудной автобагажник на крышу со специальными крепежами для велосипеда стоймя. Если то, что сегодня продаётся для легковых машин вообще можно называть багажниками. Оно и понятно, с европейской деградацией автомобилестроения, крыши легковых машин неоправданно стали покатыми, словно панцири насекомых, и установка нормальных классических багажников по примеру экспедиционных для джипов, практически не представляется возможной. Но не забудет ли про стоящий на крыше велосипед новичок? Лучше принять за правило для самого себя: "Пока не проеду 30.000 километров (а именно столько необходимо для первого уровня опыта), крупногабаритные грузы не вожу и точка".

Есть множество манёвров, на какие не следует решаться с очень малым опытом или вообще с отсутствием такого. Следует не забывать, что пользование автомашиной - это ответственно и ставить эксперименты, как минимум не согласовав предстоящие сложные манёвры с опытными специалистами, просто нельзя.

Не уверен-не цепляйся на буксир! Не уверен-не поднимайся в гору! Не уверен-не спускайся с обледеневшего спуска! Не уверен-не обгоняй!

К Вашему вниманию статья специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина "Нежный возраст"

ПС: Несомненно, увидел бы инспектор ГАИ СССР движущуюся автомашину с не лежащим, а стоящим велосипедом на крыше, остановил бы её. У автолюбителя возникли бы большие неприятности за нарушение перевозки габаритного груза и создание тем самым аварийной обстановки на дороге.

Автолюбителей-новичков ждет не жизнь, а сказка... о потерянном времени

Никита МИТРОХИН

По поручению правительства страны МВД РФ разработало поправки в Правила дорожного движения, запрещающие водителям с небольшим опытом буксировать на своем автомобиле другие транспортные средства, а также перевозить крупные грузы. Изменения в ПДД могут также коснуться и начинающих мотоциклистов: им планируется запретить возить пассажиров. Этими мерами хотят снизить аварийность на дорогах.

Соответствующие нормы содержатся в подготовленном министерством проекте постановления правительства РФ "О внесении изменений в Правила дорожного движения РФ". С полной версией документа можно ознакомиться на "Едином портале" (http://regulation.gov.ru/). Общественное обсуждение проекта постановления предполагается вести до 6 февраля. Мы решили принять в нем участие своим способом: пообщаться с экспертным сообществом и выяснить целесообразность предлагаемых поправок.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, предлагается ввести ряд ограничений в отношении начинающих водителей - со стажем управления транспортным средством менее двух лет. "Предлагаемые изменения направлены на снижение уровня аварийности с участием начинающих водителей, а также снижение тяжести последствий от возможных дорожно-транспортных происшествий с их участием", - говорится в тексте пояснительной записки. По факту в МВД хотят на законодательном уровне запретить таким водителям буксировать любые механические транспортные средства, другие автомобили, перевозить в машине крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы, а также пассажиров на мотоциклах и мопедах.

Само собой, внесены будут поправки не завтра и не через неделю. Но так как неотвратимость их принятия маячит на горизонте, мы решили выяснить, как к документу относятся в Госдуме. В беседе с "МП" автомобильный эксперт и депутат ГД Вячеслав Лысаков отметил, что предложенные МВД поправки еще нуждаются в доработке и уточнении деталей.

- Запретить таким водителям нужно не только буксировку машин, но и быть, так сказать, буксируемым, - высказал свою позицию Вячеслав Иванович. - Ведь тут нужно учитывать, что порой машина на буксир берется в состоянии, когда у нее отключена вся электроника. А в таком случае только опытный водитель может вовремя сообразить, что нужно делать. Ведь отключение электроники приводит и к отказу ножного тормоза на некоторых автомобилях, и к блокировке гидроусилителя руля - в общем, без сноровки с такой машиной сложно справиться.

В беседе с "МП" Лысаков отметил, что не представляет в наше время такой ситуации, чтобы машина встала посреди дороги и вокруг - ни души. По мнению эксперта, нынче большинство автомобильных дорог и тем более все трассы эксплуатируются круглосуточно. Тем не менее идею нововведений не разделил другой профессионал. Руководитель проекта "Rulek", эксперт в области транспорта и автовождения Руслан Хасянов высказал мысль, что чиновники бросаются из крайности в крайность.

- Скажу честно, в последние пару лет мне периодически приходилось вставать на дорогах, но я никогда не соглашался на предложения быть взятым на буксир. Да и сам никогда никого не беру. Подчеркну, что сейчас я говорю про ситуацию, происходящую исключительно в городе, - уточнил Руслан Борисович. - И причина такого моего поведения на дороге проста. Все-таки я сам автоинструктор и знаю, что во многих автошколах выпускают людей недоучками. Увы, но у нас в официальной программе ПДД сейчас нет пунктов обучения вождению на буксире или обучения управлению загруженной машины, где смещен центр тяжести. А потому никогда нельзя быть уверенным, что человек, взявший вас на буксир, умеет тянуть за собой машину: понимает, что нельзя быстро разгоняться, что необходимо плавно тормозить и так далее. Брать на трос незнакомцев тоже не хочется: никогда не знаешь, умеет ли человек водить, а потому нет гарантий, что он вовремя отреагирует и не расшибет заднюю часть вашей машины. Но все эти правила хороши в городе, где плотное движение и вызвать эвакуатор не проблема. А представьте мороз минус 20 градусов и дорогу, где машины проезжают редко, а до ближайшего населенного пункта несколько десятков километров в оба конца. Совсем другая картина, согласитесь.

Отметим также, что уже не раз Руслан Хасянов высказывал сомнения относительно самой этой нормы - считать водителя опытным после двух лет вождения. Ведь опыт у водителя проверяется не годами, а километражом пробега. Недаром в СССР опытным автолюбителя начинали считать после того, как он "намотает" 70 тысяч километров и (не "или"!) будет владеть правами уже два года. В СССР для автомобилистов, не прошедших "песочницу", были строгие ограничения: в машине нельзя было перевозить более двух человек, запрещено было ездить в темное время суток, даже музыку до поры "совершеннолетия" за рулем включать было нельзя...

По действующим правилам и требованиям все подобные ограничения и барьеры снимают с человека сразу после того, как его водительским "корочкам" исполнится два года. И остается гадать, по какой причине не берется в расчет то, что один автомобилист за это время накатал 50 километров, а второй - 220 тысяч.

Выглядят необдуманными, а потому и необоснованными предлагаемые запреты и по чисто бытовой причине. Как ни крути, а большинство россиян покупают автомобиль не для статуса, а в силу необходимости. Например, многие сейчас перебираются жить в пригород. Транспортное сообщение "между городом и деревней" у нас, как известно, оставляет желать лучшего, закупаться многие предпочитают в гипермаркетах, что дешевле, да и всякие полезные тяжести перевозить из города в область и обратно приходится, то есть без машины не обойтись. Так можно ли их в этом ограничивать?

- Лет 25 назад ныне озвученные МВД предложения уже были воплощены в жизнь на короткий срок, - вспомнил президент Коллегии защиты автовладельцев "Право руля" Виктор Травин. - Очень быстро стало очевидным, что все эти запреты и ограничения не выдерживают никакой критики, и вскоре после появления они были отменены. Подчеркну: было это 25 лет назад! И вот обильно присыпанные нафталином идеи нам опять выдают за новые. Какой в этом смысл? Наверное, создать иллюзию активной деятельности. И тут меня интересует наличие оснований предлагать новые поправки к ПДД. Сотрудники МВД, предложив документ, даже не удосужились снабдить его статистикой, из которой явно следует, что водители, взявшие на буксир машину, но имеющие права 1 год 11 месяцев и 30 дней, попадают в аварии чаще, чем те, кто имеет права ровно 2 года. То есть предложения МВД очень умозрительные, необоснованные и явно взяты с потолка.

В заключение отметим, что действительно было бы неплохо, начни инициаторы различных законопроектов обосновывать свои нововведения результатами исследований. Тогда бы законов и поправок, вызывающих недоумение, появлялось гораздо меньше. В конце концов каждый водитель сам должен оценивать свои силы и понимать, может ли он взять на буксир машину, будет ли ему несложно перевозить на крыше авто холодильник и способен ли он управлять мотоциклом с пассажиром за спиной. Осознавать это так же нормально, как и головную боль, при которой сидеть за рулем невозможно. Если же мы будем запрещать все, что может привести к аварии, то начать нужно с запрета ездить на автомобилях. Ведь очень удобно получится: нет на дороге машин, значит, некому и сталкиваться.