Кормильцы

Мало кто из шоферов грузовых машин остается в этом профиле на всю протяженность своего жизненного трудового стажа. Быть водителем грузовой автомашины не просто. Это очень тяжелый труд, это настоящая мужская профессия. Остаться шофером грузовика на всю жизнь под силу не каждому. Как и любую другую профессию, водить грузовик и даже саму грузовую машину надо любить. Однако, нищета и социальный недостаток семей, несовместимы с любовью главы семейства к отдельно взятому ремеслу Шофер грузовика, принадлежащего транспортной компании, либо водитель и владелец частного грузовика, должен быть всегда сыт, здоров и психологически уравновешен. Ему нужны силы физические и эмоциональные. Одна только замена переднего колеса чего стоит, особенно ночью и на морозе или в грязи и темноте! Не получится описать профессию шахтера, не спустившись с ним в шахту. Точно также не выйдет полноценного очерка о шоферах грузовых машин, пока не сядете к нему в кабину суток на пять. "Rulek" выражает высокое почтение профессионалам этого нелегкого ремесла и желает счастливого пути!

К Вашему вниманию материал специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина "Чиновники опять проложили дорогу к нашим кошелькам"

Чиновники опять проложили дорогу к нашим кошелькам

Никита С. МИТРОХИН

Министерство транспорта России хочет обязать владельцев грузовиков массой более 3,5 тонны платить за проезд по дорогам - за каждый пройденный километр. Контроль за передвигающейся техникой будут осуществлять при помощи тахографов и навигаторов ГЛОНАСС, которые станут в кабине водителя обязательными.

Система сбора платы за проезд с фур массой свыше 12 тонн начнет действовать уже 15 ноября 2015 года. Стоимость проезда составит 3,7 рубля за километр пройденного пути. Как и многие другие транспортные сборы, этот является нецелевым, то есть куда в конечном итоге уйдут деньги, неизвестно. Так или иначе, но Минтранс объявил о необходимости поправок в утвержденный ранее закон: необходимо взимать деньги за каждый пройденный километр с автомобилей тоннажностью от 3,5 тонны, а не от 12 тонн, как предлагалось ранее.


Напарники-водители междугородних перевозок
Сергей Красносельский и Александр Ашанин

Экспертное сообщество уже подсчитало: при сборе 3,7 рубля за километр только с автомобилей тоннажностью 12 тонн госказна получит 100 миллиардов рублей. А вот если брать деньги с любой машины весом от 3,5 тонны, то прибыток составит уже 800 миллиардов.

При всем при этом от налога грузовики отвертеться не смогут. Росавтодор (подразделение Минтранса) заключил соглашение со структурами Ростеха по созданию системы взимания платы за проезд по всем дорогам страны со всех грузовиков. Как это будет делаться, точно пока неизвестно. Известно лишь про организацию обязательных проверок наличия на борту грузовика тахографа и навигатора. Первый будет контролировать время работы и километраж рейса, а второй - передавать все данные по спутнику "заинтересованным лицам". Осталось только выяснить систему оплаты. Но тут скорее всего будет калька с Запада: там навигаторы встроены в водительские смартфоны, со счетов которых и списывается сумма за пробег. Если смартфон "съедает" все деньги, счет выписывают компании, но полиция может такой грузовик остановить.

Скорее всего ставить новую технику на грузовики и фуры водителям придется для прохождения техосмотра, который неминуем для всех автомобилей.

Пока речь идет о проекте закона, не уточняется, за проезд по каким дорогам будет взиматься плата. Возможно, дело коснется только федеральных трасс - именно за проезд по ним Минтранс уже обязал взимать плату с автомобилей тоннажностью свыше 12 тонн с 15 ноября 2015 года. Однако уже сейчас в министерстве заявляют, что стоит распространить "оброк" и на региональные трассы... С учетом последних предложений, под эту раздачу могут попасть и более легкие автомобили. К чему это приведет, мы, как всегда, решили выяснить у экспертов.

- Чтобы полностью подсчитать, что же будет, нужно просто учесть все нюансы, - прокомментировал ситуацию "МП" независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Считаем: в один конец машина едет полная и платит за каждый километр 3,7 рубля. В другой конец машина может ехать и пустой, что не редкость. Но плата все та же - 3,7 рубля. Средняя цена одного километра на грузовике сейчас составляет 50 - 53 руб-ля. Теперь прибавим к этой сумме оброк за километраж. Выходит, если нынешние поправки Минтранса станут законом, каждый километр на грузовике будет стоит 57,4 - 60,4 рубля. То есть цена за каждый километр поднимется на одну шестую, значит, стоимость каждого километра возрастет на 16 - 18%, и это без учета повышения стоимости на бензин. Как думаете, сколько в конечном итоге тогда будут стоить товары, которые доставляются на грузовиках? Минимум на 16-18% больше! И это в условиях кризиса, когда и так все дорожает буквально ежедневно.

При этом, напомнил в беседе с "МП" Сергей Асланян, надежды на альтернативу в виде железной дороги нет, так как популярность перевозки грузов автотранспортом возросла исключительно после сильного удорожания цен на услуги РЖД.

- Я очень часто езжу по всей России, ежегодно преодолеваю многокилометровое расстояние и могу с уверенность утверждать: состояние многих дорог оставляет желать лучшего, - высказал свою точку зрения "МП" эксперт в области транспортного развития и автовождения Руслан Хасянов. - У людей радость, если поверх грязи будут положены бетонные плиты. Об асфальте в регионах вообще мало кто мечтает, равно как и о красивых седанах с автоматической трансмиссией и низким клиренсом. Так за что у нас там Минтранс планирует деньги с грузовиков брать? За проезд по нашим болотам, буреломам и дорогам, на которых асфальт заменяют засохшие фекалии диких зверей? За проезд по этим козьим тропам россиян вообще должны лишать транспортного налога! А раз уж что-то брать захотели, то пусть сначала отремонтируют то, за проезд по чему деньги просят.

В беседе с "МП" Руслан Хасянов также отметил, что ему предложения Минтранса кажутся в прямом смысле противоречащими тем идеям, которые недавно огласил президент страны. Напомним, что Владимир Путин не раз призывал помогать развиваться малому бизнесу, а в условиях повышения цен просил применять все административные ресурсы, дабы процессу никто не мешал. Новая идея Минтранса, по мнению Хасянова, целиком и полностью идет в разрез с ценностями, которые объявил народный лидер:

- Вот пример для подтверждения моего мнения. У меня в одном из регионов страны есть знакомый предприниматель. У него два грузовика, на которых он доставляет продукты к себе в регион. Когда дороги нормальные, едет на обычном "Бычке", когда дороги ужасные - на "ЗИЛе". Так вот, он не раз жаловался, что именно из-за расходов на доставку товара в регион в деревнях и поселках продукты питания и стройматериалы стоят дороже на 15 - 20%. А ведь большинство грузовиков внутри страны принадлежит таким вот частникам - мелким предпринимателям. И цены во всех деревнях также растут на 15 - 20% только из-за трат на бензин и водителя. Начни у нас брать с грузовиков грузоподъемностью более 3,5 тонны по 3,7 рубля за каждый пройденный километр, все регионы останутся без еды и воды - просто денег ни у кого не будет на такой дорогой товар.

Выход, который может прийти в голову - возить продукты по России на машинах меньшего размера. Но и эта идея выгорает после несложных подсчетов. Скажем, та же "Газель" за 100 километров потребляет порядка 12 литров бензина класса Аи-92. "Бычок", который может перевезти в два раза больше, чем "Газель", - 14 - 17 литров, но уже дизельного топлива. А махина вроде "КамАЗа" или "ЗИЛа" при потреблении 20 литров солярки перевезет груз трех "Газелей" влегкую. И в случае с "КамАЗом" платить нужно будет одному водителю, а в случае с тремя "Газелями" - троим. Вот и выходит: ездить на малом грузовом транспорте по России невыгодно сейчас, а на большом - станет невыгодно после принятия нового закона Минтранса.