Cвободное детство на заднем сиденье

Было лето. Стоял 1979 год. В один из вечеров мой отец вернулся с работы позже обычного. Мама открыла ему дверь по звонку и заулыбалась от того, что заходя в дом, улыбался сам отец, а это бывало крайне редко. «Я еду в Одессу в командировку и есть возможность взять Вас собой", - сказал папа. Мать обрадовалась единству семьи, я же пришел в восторг от предвкушения того, что впервые увижу море. Самолет совершил посадку в одесском аэропорту. Специально для встречи нашей семьи прямо к траппу подошла 24-я "Волга". Нет, не черная, серая! Тогда, будучи шестилетнем мальчишкой, я думать не мог о том, что эта шикарная серая новенькая "Волга" с красным салоном останется в моей памяти на всю мою жизнь. У машины стоял крупный обаятельный мужчина с типичным русским лицом. Поздоровавшись с нами, он представился отцу и покорно произнес: «По просьбе Алексея Алексеевича я встречаю Вас. Прошу, садитесь!". Шестилетний мальчишка сел с мамой на заднее новенькое сиденье "Волги", дядя Вася, так я позже называл водителя, бережно захлопнул дверь. Эта поездка для отца была очередной командировкой, для нас с мамой шикарным отпуском. Отец был фоторепортером и постоянно переезжал из одного города в другой по территории республики, почти всегда беря меня с матерью с собой. Много времени и много километров провел я тогда на заднем сиденье той "Волги". И невозможно представить, как проходили бы наши переезды, если бы я, будучи шестилетнем мальчиком, был бы тогда прикован к детскому креслу...

К Вашему вниманию материал специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина "Нет автокресла - оставляй ребенка дома?"

Никита Митрохин

В России хотят ввести запрет на перевозку детей до 12 лет без соответствующих средств защиты. Рассмотрев проблему безопасности детей в автомобиле, мы поняли, что парой поправок к ПДД дело не исправить.

Эксперты Российского Красного Креста совместно с Центром испытаний "НАМИ" предложили пакет поправок к ПДД, защищающий интересы детей при перевозке в автомобилях. Из Правил дорожного движения предлагается исключить формулировку "и иные средства" применительно к удерживающим устройствам (бустерам и разного рода фиксаторам). Председатель Российского Красного Креста Раиса Лукутцова отмечает, что необходимо вывести из оборота различного вида несертифицированные направляющие, лямки, фиксаторы и корректоры, изменяющие направление ремня безопасности. По ее мнению, подобные средства защиты детей бессмысленны и лишь вводят людей в заблуждение о безопасности ребенка в машине. В связи с этим, в Российском Красном Кресте и "НАМИ" настаивают на принятии закона, предписывающего использование только официально сертифицированных детских удерживающих систем. Помимо этого, эксперты считают необходимым рассмотреть в Госдуме запрет на продажу устройств, не отвечающих стандартам РФ.

Примечательно, что на обсуждении данной идеи присутствовали и представители ГИБДД, которые выразили готовность ее поддержать. Между тем основные проблемы на встрече экспертов так и не были затронуты. О чем идет речь? Разберемся по порядку.

В настоящее время перевозка ребенка до 12 лет без автомобильного кресла грозит водителю штрафом в размере 3000 рублей. Причем перед законом все равны: толстый ли ребенок, высокий ли он - система его защиты должна быть. Понимая это упущение в законодательстве, в реальной жизни сотрудники ГИБДД не пытаются дотошно выяснять возраст ребенка, если в авто нет детского кресла или бустера. Правда, руководствуются они при этом еще и тем, что в статье 22.9 Правил дорожного движения ясно сказано: "Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств". А это значит, что наличие бустеров и направляющих лямок позволено законом в нынешней его версии. Что логично, так как порой ребенок элементарно не влезает в детское кресло, ведь рассчитаны они на детей ростом максимум до 150 сантиметров, а бывают подростки куда более крупные и в 10 лет.

- Видимо, в идеальном мире тех людей, которые обязывают покупать нас автокресла для всех детей до 12 лет, заботливые родители - это те, кто приобретает за несколько миллионов Volvo, а безалаберные - те, кто ездит на "Оке" или Matiz'е и возит в этих машинах своих детей, - высказал "МП" свою точку зрения независимый автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Разграничение по маркам машин я сделал не случайно: Volvo славится своими системами безопасности, а в "Оке" вы просто не впихнете даже шестилетнего ребенка в детское автокресло на заднее сиденье - места не хватит. И как быть в таком случае? Заставлять родителей по достижении их чадом определенного возраста покупать новый, более вместительный автомобиль?

В беседе с "МП" Серге-й Асланян напомнил, что в детское автокресло ребенок порой не может влезть не только из-за размеров автомобиля. Нужно учитывать и то, что дитя может оказаться с лишним весом или выше, чем его сверстники. А потому, по мнению эксперта, поднимать вопрос детской безопасности в том ракурсе, в котором его подняли в Российском Красном Кресте, Госавтоинспекции и Центре исследований "НАМИ", - это демонстрировать полное незнание предмета.

- Стоит еще напомнить, что у нас в стране фактически нет своих производителей детских автокресел, - заметил Сергей Асланян. - То есть мы по сути выдвигаем требования по безопасности производителям из скрупулезной Германии или помешанной на безопасности Америки. Это же смешно! А главное - глупо требовать с населения наличия чего-то, что в стране не производят.

Поддержал коллегу и автоэксперт Руслан Хасянов, предложивший обратить внимание на то, что легковой автомобиль, который ведет папа или мама, для ребенка в разы безопаснее маршрутки под управлением шального гастарбайтера. Между тем от первого требуют наличия в салоне автокресла, а от второго - нет.

- Самое безопасное место в легковом автомобиле - это сиденье за водителем, - пояснил Хасянов. - И если именно туда сажать ребенка, даже при сильном столкновении "лоб в лоб" чадо скорее всего отделается минимальными увечьями. Помимо этого, родитель своему ребенку в момент опасности всегда может крикнуть "Пригнись!", а вот водители маршруток вряд ли при авариях будут кого-то предупреждать. И учитывая, что любая легковушка по большому счету безопаснее автобуса или микроавтобуса, я не понимаю, почему автокресла не установлены во всем общественном транспорте столицы. Где они у нас в трамваях или троллейбусах? А ведь там дети тоже ездят, и трамваи шатаются и качаются так, что в них и взрослый на ногах не всегда удержится. Информации о краш-тестах вагонов метро тоже днем с огнем не сыщешь, маршрутки склонны к переворачиванию из-за высокой базы автомобиля, и так далее. Я считаю, что если и начинать выказывать заботу о детской автобезопасности, то делать это надо именно с общественного транспорта. Только после того, как у нас здесь все будет идеально, ГИБДД и всякие государственные ведомства будут иметь право штрафовать водителей за отсутствие автокресла в машине. Иначе речь идет о каком-то фарсе.

Подводя итоги, вспомним и о том, что уважаемые сотрудники Красного Креста и "НАМИ", выдвигая требования к родителям-водителям, не сказали, как быть тем, у кого, например, трое детей до 12 лет и полное отсутствие мини-вена в семье. Практика показывает, что впихнуть даже в средних размеров седан три автокресла - затея нереальная. В общем, вопросов пока уж точно больше, чем ответов. А потому не сильно ли поспешили упомянутые сотрудники с очередными претензиями к автовладельцам?