Шеф,мне на Казанский!

"На Казанский, на вокзал как-то поезд опоздал. Я промок до нитки весь, но стоял и ждал..."- поет в своей песне один из московских бардов. В скором времени это песня понесет в себе исторический факт, а герою песни ждать на Казанском вокзале уже никого не придется. Встречать свою возлюбленную он будет за городом.

Вокзал. Это слово ассоциируется с отъездом или прибытием, с малыми или большими, но, в любом случае, переменами. Сменой обстановки, а может и всей жизни. Но, как оказывается, и сами вокзалы могут подвергнуться переменам, хотя железнодорожные вокзалы Москвы, в нашем понимании, неотъемлемая часть для столицы и что-то вечное.

Бывали случаи, когда на стоянку такси, у рядом находящихся вокзалов, Ярославского и Ленинградского, подходил запыхавшийся гражданин, увешанный сумками на плечах и шляпой набекрень, и, плюхнувшись в одну из машин такси, растерянно просил водителя отвезти его на Казанский вокзал. Недобросовестный таксист выезжал на Садовое кольцо, совершал по нему круг, иногда и два, чтобы счетчик набил побольше, и возвращал бедолагу на площадь трех вокзалов, подвозя уже к Казанскому вокзалу, как и просил гость столицы, находящийся в Москве впервые. Хотя следовало всего лишь развернуться, обогнув клумбу вокзальной площади, или еще проще - перейти с Ярославского и Ленинградского к Казанскому по подземному переходу пешком. Однако скоро такой случай станет невозможным, так как планируется отмена прибытия поездов дальнего следования на вокзалы Москвы.

О дальнейшей судьбе московских вокзалов в материале специального корреспондента газеты "Московская Правда" Никиты Митрохина

Зачем убирать поезда дальнего следования из центра Москвы?

Никита Митрохин

В Москомархитектуре на днях заявили о готовящемся проекте, который должен лечь на подпись градоначальнику. Суть проекта: Ярославский, Ленинградский, Казанский, Киевский и Курский вокзалы должны перестать принимать поезда дальнего следования. Мы решили выяснить, скажется ли это хоть каким-либо положительным образом на жизни города?

Как заявили журналистам представители ведомства, предполагается, что поезда дальнего следования, которые сейчас прибывают на Казанский вокзал, будут вместо этого высаживать пассажиров на станции Карачарово (Юго-Восточный округ Москвы). Для поездов, которые прибывают на Курский вокзал, конечной станцией станет Царицыно (Южный округ Москвы). Вместо Ленинградского вокзала людей с чемоданами будут высаживать на станции Ржевская (Центральный округ). И, наконец, поезда, которые идут до Киевского вокзала, привезут людей не на него, а на реконструируемый Белорусский вокзал. "Перенос" Ярославского вокзала также планируется, вот только куда его перенести, в ведомстве еще не придумали.

Закономерный вопрос, который возникает у любого москвича, хотя бы изредка пользующегося услугами РЖД: а зачем? По версии Москомархитектуры, это необходимо для разгрузки кольцевой линии метро, которая вот-вот выйдет из строя из-за перенапряжения (тока на всех уже не хватает).

При этом, во-первых, совершенно не ясно, смогут ли указанные "станции замены" вместить нужное количество пассажиров. Во-вторых, непонятна ситуация с контролем за криминальной обстановкой на предполагаемых второстепенных вокзалах. Как ни крути, а на той же Комсомольской площади полиция и мэрия годами отрабатывали систему контроля и порядка. В-третьих, не ясна ситуация с транспортной логистикой у вокзалов на выселках. Все-таки изначально станции метро специально привязывали к ним, чтобы человеку с сумками и чемоданами не приходилось долго плестись на перекладных от дома до платформы и обратно. В-четвертых, способны ли дороги, которые ведут к потенциальным вокзалам на окраинах, выдержать увеличенный поток пассажиров и машин, который скорее всего превысит в 3 - 4 раза уже существующий? Ведь если сейчас многие добираются от вокзалов домой на метро (чему всячески способствует их "центровое" место), то согласятся ли люди давиться с чемоданами в подземке, перетаскивая их на станциях пересадок по совершенно не приспособленным для этого лестницам?

Очевидно, что в Москомархитектуре на данные вопросы не отвечают. Более того. Сделав предложение о переносе вокзалов, в ведомстве более ничего журналистам, в том числе и журналистам "МП", комментировать не стали. Хотя вопрос, чем руководствуются и каким богу угодным местом думают чиновники ведомства, выдвигая такие предложения, явно риторический.

- Вот они говорят, что вокзалы якобы перегружают кольцевую линию. Но позвольте, Комсомольская площадь существует более 150 лет и ее не просто так сделали площадью трех вокзалов, не просто так там отправляются поезда в три совершенно разных направления - все это было продумано и выверено, - прокомментировал ситуацию для читателей "МП" глава Общества защиты прав потребителей "Союз пассажиров" Кирилл Янков. - Причем было выверено не только для транзитных пассажиров, которым пока еще просто пересесть с поезда на одном вокзале на поезд на другом, но и для грузоперевозок. Не очень сильным выглядит аргумент и про перегруз кольцевой ветки. Ведь столичные власти обещают нам вот-вот и так разгрузить кольцо, понастроив новых (в том числе и кольцевых) линий.

- У нас электрический заряд распределяется по веткам метро как раз из центра, от кольцевой ветки, - поделился с "МП" на условиях анонимности сотрудник метрополитена Москвы. - Из-за "удлинения" линий, то есть строительства новых станций, мы действительно сейчас имеем проблемы с перегруженностью "кольца". Но эта проблема могла бы решиться, если бы у нас перед тем, как тянуть ветки дальше, на уже имеющихся конечных построили новые станции территориального энергораспределения. Вот только делать этого не стали.

А что с наземным транспортом? Как заявил аналитик портала "Яндекс.Пробки" Леонид Медников, если железнодорожные вокзалы перенесут из центра на окраины, пробок в Москве меньше не станет. Потому что скопление людей и машин у вокзалов не играет решающую роль в создании пробок в центре. Опираясь на исследования портала, аналитик сообщил, что только Курский вокзал находится в эпицентре пробок на Садовом кольце. И реструктуризация транспортной системы вокруг этого вокзала видится наиболее важной. Остальные вокзалы мало влияют на формирование пробок. И как бы они ни были реконструированы, ситуацию это не улучшит.

- Даже когда на тот или иной вокзал прибывает по три-четыре поезда, таксисты не создают пробку на Садовом. Они просто вливаются в поток, и плотнее он по большому счету от этого не становится, - поделился с "МП" своими наблюдениями эксперт в области обучения автовождению и развитию транспортной инфраструктуры Руслан Хасянов. - Садовое движется в любом случае, так как буквально через каждые две-три сотни метров есть повороты, в которые можно съехать с кольца. Так что, если идеей Москомархитектуры было все же разгрузить именно дороги, а не метро, то и с этой стороны она тоже выглядит не очень разумной.

Стоит упомянуть, что идея переноса основных принимающих вокзалов не нова - она возникала и при Юрии Лужкове. Правда, каждый раз терпела фиаско из-за неодобрения экспертного сообщества и общественности. Причины неодобрения всегда были одними и теми же: затраты на перенаправление поездов, неудобство для пассажиров, на автодорогах просторнее не станет. Так, в 2001 году мэр поручил Москомархитектуры исследовать вопрос о переносе поездов дальнего следования с Савеловского и Рижского вокзалов. Дабы расчистить место для строительства жилья. Но идея была раскритикована. В 2010 году опять предложили вынести все ж/д вокзалы за пределы ТТК, так как якобы сейчас они портят вид города. От идеи под давлением общественного мнения опять отказались. И вот снова здорово. Похоже, в уважаемом ведомстве только и делают, что придумывают новые аргументы в пользу старых предложений - авось какой-нибудь да сработает. Так не логичнее ли архитекторам заняться чем-то более насущным, нежели реставрацией уже изрядно пообтрепавшихся рацпредложений?

Интересно, что и РЖД, с которой, по утверждениям Москомархитектуры, ведутся переговоры о переносе вокзалов, выступила с критикой идеи. Вот что рассказали "МП" в пресс-службе ОАО "Российские железные дороги":

- Московский железнодорожный узел является самым крупным в сети железных дорог ОАО "РЖД" и одним из крупнейших в мире. Узел имеет радиально-кольцевую структуру, состоит из 10 направлений, Большого и Малого колец. В нем осуществляется более 50% всех пригородных перевозок и 23% перевозок в поездах дальнего следования от общего объема на сети ОАО "РЖД". Перенос вокзалов указанной программой не предусматривается".

Как пояснили в РЖД, для внесения изменений в программу и последующего утверждения правительственной комиссией по транспорту, предложение, разработанное Москомархитектурой, должно пройти предварительные процедуры согласования в ОАО "РЖД" и правительстве Москвы. Таким образом, остается заключить, что о ведущихся переговорах РЖД с Моском-архитектурой о переносе вокзалов, руководство РЖД узнало... из СМИ. И очевидно, что архитектурное ведомство столицы поторопилось со своими предложениями. А нам остается лишь надеяться, что здравый смысл все-таки победит, а интересы простых пассажиров "железки" возобладают над креативом архитектурных чиновников.