Навстречу темноте, когда заходит солнце

Самое опасное время суток для водителя в плане видимости - это сумерки. Это тот период времени, когда глаза еще не успели отвыкнуть от солнца и привыкнуть к темноте. Об этом следует помнить, особенно в поездках на дальние расстояния вне черты городов, где нам в помощь освещение улиц и даже свет из окон жилых домов и зданий.

При движении по трассе в вечернее время может показаться, что темнеет в глазах - это темнота накрывает трассу. Будто микшируя, Всевышний выключает свет дня. Как просто и, вероятно, мы можем споткнуться, идя по деревне в темноте пешком. Как часто в темной деревне мы можем не узнать кого-то, но это при ходьбе пешком. Управляя автомашиной и мотоциклом в темноте, Вы не имеете права ошибиться. Ошибка в темноте за рулем может обойтись катастрофой. Глубину рытвин и ям, оценка расстояний до предметов и объектов, скорость приближения встречной машины, неожиданно появившееся на дороге животное, внезапно возникшее перед Вами препятствие, все это и даже больше, Вы обязаны быть способными увидеть и оценить - оценить ситуацию при движении по темноте. Поэтому, при наступлении сумерек сбросьте скорость движения. Особенно в населенных пунктах, расположенных вдоль трассы. Помните, по обочине могут передвигаться люди, и если возникло хоть малейшее сомнение: «Не человек ли там идет?»- будьте предельно внимательны!

Особенно коварным, хотя и не столь продолжительным как сама ночь, является период времени, когда садится солнце. Злые и красивые лучи заката затмевают дорожное полотно. Тогда на помощь приходят очки от солнца, которые всегда должны быть в наличии на борту Вашей машины. Очки от солнца должны быть у водителя под рукой, а не в бардачке и не под сиденьем. Если красивые, но очень мешающие вести машину, лучи заката Вам в лицо, включите задние противотуманные огни - яркие габаритные огни, они предусмотрены во всех современных машинах. Не забудьте о наличии противосолнечного козырька. И не имейте привычки держать документы в кармашке оного, они могут вывалиться и это Вас отвлечет. Не говоря уже о том, что выходя из машины, оставлять документы в салоне вообще нельзя. Впрочем, это уже другая история…

О теме видимости пешеходов в темноте специальный корреспондент газеты "Московская Правда" Никита Митрохин.

Стал ли заметнее пешеход для автомобилистов?

Никита Митрохин

С 1 июля года вступили в силу поправки в ПДД. Теперь при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов для водителей транспортных средств. В свете нового закона корреспондент "МП" отправился на обочину...

По новым правилам за отсутствие световозвращающего элемента (фликера) пешехода ждет предупреждение или наложение административного штрафа в 500 рублей. По данным научных исследований, благодаря светоотражателям водитель может увидеть пешехода со значительно большего расстояния и принять меры, предотвращающие наезд. В обычной ситуации автовладелец в темноте может заметить человека в свете ближних фар с расстояния в 30 - 50 метров. Если у того есть светоотражатели, это расстояние увеличивается до 150 метров, а при движении с дальним светом фар - до 400 метров. Считается, что светоотражатели снижают число ДТП с участием пешеходов в темное время суток в 6 раз. Однако так ли это - вопрос спорный.

Как известно, тормозной путь машины очень сильно зависит от целого ряда факторов: стертости колодок и шин автомобиля, веса пассажиров и груза в машине, качества дорожного покрытия (ребристая дорога, щебенка, гладкий асфальт и т. д.) и даже погодных условий. Всем же очевидно, что машина с уже обкатанными, но новыми колесами, со свежими тормозными колодками и единственным человеком (водителем) в салоне сможет остановиться на сухой дороге автобана при скорости 65 - 80 км/ч, пройдя после торможения не более 45 - 50 метров. А вот "пацанские" "Жигули" со стертыми тормозами и лысой резиной при тех же погодных условиях смогут остановиться, дай бог, метров через 150.

Средняя скорость ночью всегда выше, чем днем, потому что дорога пустая. А согласно установленному порядку, фликеры нужно носить вне населенных пунктов в темное время суток, двигаясь по краю проезжей части или обочине. То есть диапазон типовых ситуаций, когда нужен фликер, по закону не так уж широк: проселочная дорога между деревнями, например в Московской области, или автомагистраль, по которой зачем-то идет человек, - больше вариантов навскидку не приходит.

Однако в полицейских сводках регулярно фигурируют новости об автотрагедиях и людях, сбитых, когда они обходили заведенную машину сзади (это строжайше запрещено), переходили дорогу на неосвещенном ее участке или перебегали трассу в неположенном месте. Это основная "троица" ДТП с пешеходами, где вина лежит скорее на них, а не на тех, кто за рулем. А вот историй о людях, гулявших ночью по проселочной дороге или о сбитых во время прогулки вдоль шоссе, не припомню.

- Нередко водителя сбивают в то время, когда он меняет на краю дороги пробитое колесо или вылез из машины в лесном массиве по нужде, - поделился с "МП" эксперт в области автовождения и транспортного развития Руслан Хасянов. - И я в общем-то одобряю этот закон со светоотражателями. Еще задолго до его появления я стал возить в своих автомобилях жилеты со светоотражающими полосами (мало ли что может приключиться в дороге), всегда стараюсь его накинуть на себя, если выхожу из машины в темное время суток где-то вдали от города или освещенной заправки. И это я делаю лишь из соображений собственной безопасности. Принятый нынче закон тоже появился ради безопасности людей. Но мне не очень понятно, почему у нас ради ее достижения фонари вдоль обочин не устанавливают повсеместно. По-хорошему везде, где есть дорога с разметкой, должны быть мачты освещения. Это поможет и водителю двигаться с меньшим риском в кого-то врезаться, и пешеходу идти по дороге смелее. Вот только почему-то и в Московской области с освещением проблемы, и в новой Москве тоже.

От себя отмечу, что, как автомобилист и пешеход, регулярно наблюдаю полное отсутствие освещения на некоторых участках Ильинского шоссе. Признаться, это действительно раздражает, когда ты за рулем, и гнетет, когда идешь пешком даже не по обочине.

В любом случае проблема освещения есть. И будем надеяться, что правительство страны когда-нибудь наконец озаботится вопросом: почему вдоль всех проезжих участков дороги нет фонарей?

Так или иначе, но закон принят, и нас обязали его выполнять. Как это делается, решил проверить самолично. Первый мой выход состоялся на выезде в сторону области из Северо-Западного тоннеля, что ведет на Новорижское шоссе. Там, перед эстакадой на МКАД, есть как раз пункт ДПС, а рядом небольшой отстойник, где водители часто тормозят для проверки автомобилей и минутного ремонта. Вот этот отстойник и является типичной территорией, находящейся на проезжей части вне жилой зоны. Водители действительно здесь были, но людей со светоотражающими элементами не нашлось.

Заглянув на пост ДПС, понимаю, что по ночам он пустует. Подхожу к водителю "Газели", который что-то чинил в машине, поинтересоваться мнением о нововведении.

- Светоотражатели - это, конечно, здорово, но у меня такой одежды нет, и, если честно, рубашек, курток или пиджаков со светоотражателями я никогда и не видел в магазинах, - охотно отвечает мне парень, представившийся Максимом. - Так что мне не очень понятно, каким образом этот закон будет работать на деле. Я что, должен сам к своей одежде пришивать эти светоотражающие ленты, если часто в ночное время на дороге бываю? Меня ж в приличном месте с такими колхозными нашлепками засмеют!

Между тем выяснилось, что Максим живет в деревне, и тамошняя молодежь регулярно ходит вечером по неосвещенной дороге в другую деревню, в клуб на танцы. Такие ребята, заверил парень, никогда не покажутся на улице в жилетах, которые носят гаишники и дорожные рабочие; пошутил, что уж скорее девушки начнут делать ожерелья из катафотов.

- Я ничего против фликеров не имею, но оказаться на проезжей части в темное время суток можно только в экстренной ситуации, - ответил другой опрошенный, Армен, владелец "БМВ". - А экстремальная ситуация наступает неожиданно, как дождь. Теперь ответь мне: ты всегда с зонтиком ходишь? Вот и я с собой светоотражательный жилет в борсетке не таскаю.

Катаясь ночью по Москве, заехал в Метрогородок (ВАО). Там довольно крупный зеленый массив, и машины проезжают точно. Назвать территорию дороги однозначно трассой в населенном пункте было нельзя. Притормозив недалеко от одной из остановок со стороны улицы Николая Химушина, решил поговорить с молодежью, что распивала алкоголь неподалеку. Ребята оказались очень даже общительными и с интересом стали обсуждать предложенную идею.

- С одной стороны, сама как-то ехала с отцом куда-то, и вдруг откуда ни возьмись выскочил мужичонка на дорогу, мы его чуть не сбили, - вспомнила 21-летняя Дарья. - Но, с другой стороны, я не вижу применения светоотражающим элементам в своей одежде. Разве что на сумку ленточку повязать.

- А я одобряю поправки и думаю, что людям нужно с такими штуками ходить, но вводить это как обязаловку нельзя, - уверен 19-летний Егор. - Нужно выпустить какие-нибудь рекомендации для производителей одежды, придумать интересные светоотражающие браслеты, банданы, вставки в кроссовки и объявить, что с 2017-го или 2019 года продавцы обязаны реализовывать одежду, где эти светоотражатели есть. Можно же сделать что-то не аляповатое и раздражающее - например, пуговицы на рубашке, шнурки на ботинках. Что-то такое...

Получается, покупать фликеры россияне, выходящие на улицы ночью, пока не настроены. К тому же отечественных светоотражающих фликеров у нас не так уж много, если они вообще есть. По крайней мере заводы, которые производят эти штуки у нас, при поиске в интернете не находятся. Есть лишь компании, продающие фликеры в уже готовом варианте. Так можно ли в действительности соблюсти закон, исполнение которого невозможно без лишнего вложения средств, причем в иностранное производство? Определенно, нет. Почему бы депутатам ГД не узнать о состоянии некоторых производств, нужных для реализации их благородных идей, прежде чем принимать некоторые законы? А уж потом и с электората можно попытаться спросить.