Товарищ инспектор, будь человеком!

Эта трагическая история произошла давно, в восьмидесятые годы, еще в советской Москве. Бригада интенсивной терапии скорой медицинской помощи опоздала на вызов. Исход летальный - мужчина средних лет скончался от сердечного приступа. По уставному положению гаражей-конюшен скорой медицинской помощи, водитель вправе принимать решение на выполнение экстренных маневров в процессе движения. Однако в случае дорожно-транспортного происшествия, вся ответственность возлагается на самого водителя-капитана спасательного корабля. Его задача как можно быстрее доставить врача к тому, кому плохо. Как он это будет делать, известно лишь ему одному. В этой ситуации водитель скорой помощи - главный. Так вот, однажды водитель реанимобиля принял решение пойти против одностороннего движения. Это увидел еще советский инспектор ГАИ и преградил путь спасательной машине. «Не смей! Сейчас беду натворишь! Здесь интенсивный транспортный поток, а ты против него ехать собираешься? Я потом отвечать буду, что пропустил тебя мимо своего поста!"- кричал инспектор на водителя скорой. Да, каждый выполняет свою работу. Каждый несет ответственность за нее, но не всегда острота и категоричность уставных правил применимы к чрезвычайным ситуациям. Есть главный закон в человеке - закон человечности.

На сегодняшний день еще острее ужесточаются меры наказания за употребление алкоголя за рулем. Безусловно, это хорошо - для всех нас надежнее. Но как быть если беда? Как быть в той ситуации, когда не сев за руль, еще не выветрив свои «пары», мы обрекаем ближнего на гибель? В нашей жизни, к великому сожалению, люди часто получают травмы от предметов и проборов быта. Большая статистика травм от топоров, бензопил, дрелей и прочего оборудования. Врачебная рекомендация на случай потери пальца руки или ноги такова - отрубленный палец положить в пакет, наполненный холодной водой с большим количеством льда и срочно в больницу! В этом случае у нас есть всего полтора часа на спасение конечности. До полутора часов сохраняется вероятность, что хирург пришьет палец обратно. И как быть в ситуации, если Вы сидите за ужином в деревне с чилийским вином, а с кем-то рядом беда?

На тему ужесточения мер по неупотреблению алкоголя за рулем, читайте материал корреспондента газеты "Московская Правда" Романа Королева.

На трезвом приколе

Роман Королев

В Госдуме РФ в очередной раз обсуждают ужесточение наказания за вождение в нетрезвом виде. На этот раз депутат Сергей Иванов предложил не только отнимать у нетрезвых водителей права, но и конфисковывать на тот же срок их автомобиль. Такие же меры предусматриваются и для людей, передавших свои права на управление автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения. По мнению автомобильных экспертов, проблему новый законопроект все равно не решит, а вот много новых создать вполне может.

Напомним, что в настоящий момент Административный кодекс РФ предусматривает наказание за вождение в нетрезвом состоянии в виде лишения водительских прав на срок от 1,5 до 2 лет и штрафа 30 тысяч рублей. Если водитель в течение года после лишения прав повторно совершит то же самое правонарушение, ему светит уже не административная ответственность, а уголовная. Предусмотрены различные виды наказания: штраф до 300000 рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет. Также установлен минимальный предел наказания для пьяных водителей, устроивших ДТП с человеческими жертвами. Если в ходе аварии погиб один человек, раньше чем через два года пьяница на свободу не выйдет, если двое и больше - срок наказания не сможет составлять меньше четырех лет. Все эти поправки в УК разрабатывались еще с 2012 года после нашумевшего ДТП на Минской улице, когда пьяный водитель Александр Максимов насмерть сбил семерых человек.

Учитывая огромное количество в нашей стране любителей садиться за руль, пропустив перед тем рюмаху-другую, многие находят принятые меры по-прежнему недостаточно жесткими. В августе Минздрав РФ предложил отправлять водителей, попавшихся на пьяном вождении, на принудительное лечение от алкоголизма и реабилитацию. Депутат Госдумы Ирина Яровая призывала вернуться к нулевой норме содержания промилле в крови, которая была смягчена для того, чтобы исключить погрешности приборов, а на днях Сергей Иванов предложил отнимать у нарушителей транспортные средства на тот же срок, на который их лишили водительских прав. То есть все полтора-два года машина незадачливого выпивохи должна будет храниться на штрафстоянке.

Автолюбители недоумевают: как это возможно реализовать технически? Ведь за автомобилем нужно регулярно ухаживать, заменять моторное масло, ремонтировать тормозные колодки, а уже через полгода нахождения на штрафной стоянке машина превратится в груду бесполезного металлолома. Также абсолютно непонятно, за чей счет предлагается организовывать стоянки, на которых машина будет находиться в течение двух лет. Если оплачивать штрафстоянку предлагается водителю и по существующим тарифам, то через два года ему придется выплачивать такую сумму, что вместо этого можно и новый автомобиль купить.

Сразу понятна и мера борьбы, на которую пойдут любители пьяной езды, если инициатива депутата Иванова вдруг будет реализована: начнут ездить по доверенности. Ведь доказать, что человек передал право на управление своим автомобилем заведомо пьяному лицу все равно будет практически невозможно.

Сторонники конфискации машин любят ссылаться на опыт Республики Беларусь, и этот законопроект тоже явно разработан с оглядкой на нее, где у пьяниц-водителей действительно начали отнимать автомобили, что привело к резкому снижению аварийности на дорогах, но там эта норма на порядок жестче. Никто не ставит автомобили на штрафстоянку на два года, их просто изымают и продают с аукциона. Машину может купить и предыдущий владелец - в таком случае поездка в нетрезвом виде обойдется ему в еще одну цену своего же автомобиля.

- К сожалению, наш народ испокон века славился недисциплинированностью, из-за которой человеку и приходит в голову сесть пьяным за руль, - сокрушается эксперт в области автовождения и транспортного развития Руслан Хасянов. - Но есть у медали и обратная сторона: всегда может возникнуть экстренная ситуация, в которой автолюбителю неизбежно потребуется вести машину, несмотря на какое-то количество выпитого алкоголя. Например, человек отрубил себе топором палец. В такой ситуации палец необходимо как можно скорее положить в пакет со льдом и ехать в больницу. А что делать, если перед этим была выпита бутылка пива? Или пришел к вам сосед по даче с сообщением, что у него жена рожает и нужно срочно везти ее в больницу. И что делать, если на весь хутор есть 4 - 5 машин, да и те все куда-то разъехались? В такой ситуации думать о необходимости абсолютно трезвого вождения не представляется возможным. Таким образом, я, с одной стороны, приветствую ужесточение ответственности за вождение в нетрезвом виде, а с другой - желаю властям не злоупотреблять категоричностью этой инициативы, чем зачастую, увы, откровенно занимается ГИБДД. Вдоль дороги стоят, например, пикеты с каретами скорой помощи. От водителя требуют зайти и сдать анализ мочи. Одно дело - когда произошло ДТП или от человека исходят острые пары алкоголя, а другое - когда вас просто так останавливают и заставляют мочиться в стаканчик. Мне кажется, такая мера совершенно необязательна и унижает человеческое достоинство.

- Начнем с того, что введение конфискации автомобилей за нетрезвое вождение выглядит абсолютно незаконным и противоречит Уголовному кодексу, - говорит автомобильный эксперт Сергей Асланян. - Посмотрите на наказание, которое предусматривает УК РФ по таким серьезным статьям, как "хищение", "мошенничество в особо крупном размере", "превышение должностных полномочий". Ни по одной из них нет конфискации, там везде люди отделываются штрафами. У чиновника, который занимался коррупцией, ничего не конфисковывают, зато у человека, который никого не убил, не ограбил, может быть, даже и за рулем-то на самом деле трезвым ехал, к чему мы еще вернемся, отнимают автомобиль. Откуда такая несоразмерность? Кроме того, инспектор ГИБДД является одной из наименее уважаемых профессий в российском обществе. Нет такой системы, которая могла бы доказать абсолютную правомерность их решений и отсутствие коррупции. Любой российский гаишник прекрасно знает, как сделать так, чтобы прибор качнулся, стрелка показала нужное превышение и ничего не нарушавший водитель мгновенно превратился в виноватого. Любое ужесточение наказания в такой ситуации просто даст коррумпированным инспекторам еще более мощный рычаг для отъема денег у населения. Для них водители превратятся просто в дойных коров: "Давай мне 3000 рублей, а не хочешь платить, у тебя сейчас автомобиль отберут и увезут на штрафстоянку!" Отмечу, что любое озверение законодательства у нас почему-то отражается именно на водителях. Человек, обладающий движимым имуществом, - очень удобное средство пополнения российского бюджета. Для того чтобы бороться с коррупцией, например, такие жесткие меры почему-то не принимаются и даже не обсуждаются...